29/07/23

Перспективная крылатая ракета Nirbhay (Индия. 2008 - 2013 год).

1) 16.08.2911. «Nirbhay», что на санскрите значит «Бесстрашный» является перспективным проектом малозаметной дозвуковой крылатой ракеты большой дальности, которая в будущем будет состоять на вооружении индийской армии (наземные пусковые установки), авиации и флота. Ракета будет лететь к цели по маловысотному профилю с огибанием рельефа местности ...

Первый испытательный пуск запланирован на конец 2010 - начало 2011 года. Ракета сможет нести (в зависимости от задания) 24 типа различных боеголовок,включая ядерную. В качестве наведения будет использоваться инерциальная система, система следования рельефу местности согласно заложенным перед миссией в бортовой компьютер картам и спутниковую систему типа GPS. «Nirbhay» дополнит сверхзвуковую ракету «Brahmos» в том плане, что дальность последней составляет 300 километров. Индия имеет планы создания тяжёлого носителя этих ракет на базе транспортного самолёта Ил-76МД. 

Расчётные ТТХ : cтартовый вес - 1000-1600 кг, длина - 6 м, диаметр - 520 мм, скорость - 0,7М, дальность полёта - 1000 км. 

 

2) 19.04.2019. По известным данным, разработка перспективной крылатой ракеты Nirbhay («Бесстрашный») началась в двухтысячных годах и являлась частью общего плана по развитию собственной оборонной промышленности. Проектирование осуществлялось предприятием Aeronautical Development Establishment, входящей в состав Организации оборонных исследований и разработок (DRDO). Часть агрегатов ракеты заказали другим предприятиям и организациям. Согласно планам индийского командования, итогом проекта Nirbhay должно стать появление крылатой ракеты, способной решать широкий круг боевых задач. Это изделие предлагается использовать на кораблях, подлодках и сухопутных платформах. Оно должно нести разные боевые части с отличающимися функциями и задачами. Дальность полета определяется в 1000 км, что превышает характеристики имеющихся у Индии крылатых ракет. Проект Nirbhay основан на известных и хорошо освоенных за рубежом решениях. Индийской промышленности пришлось осваивать их в ходе разработки и подготовки к производству. Это привело к известным трудностям, а также к затягиванию процесса испытаний и доводки конструкции. Так, первый испытательный запуск новой ракеты состоялся весной 2013 года. За следующие шесть лет выполнили еще пять пусков. При этом принятие ракеты на вооружение пока остается делом будущего. Согласно планам 2012-13 годов, испытания изделия «Нирбхай» должны были занять полтора или два года. Таким образом, к середине текущего десятилетия армия могла бы получить новое оружие. Однако из-за многочисленных затруднений работы затянулись. Более того, в определенный момент проект оказался под угрозой. В начале 2017 года индийская пресса, ссылаясь на неназванные источники, указывала, что военно-политическое руководство страны рассматривает возможность закрытия проекта. Причины этого просты: рост стоимости проекта и отсутствие реальных результатов на протяжении нескольких лет. Тогда же программу продлили. К исходному графику работ добавили 18 месяцев для выполнения необходимых доработок. Этот срок завершился летом прошлого года. В рамках дополнительного периода DRDO и ADE провели один испытательный запуск. Следующий тест состоялся через несколько месяцев – в апреле 2019 года. По данным разработчиков, оба последних запуска были успешными.

Перспективная крылатая ракета Nirbhay по своему облику похожа на различные образцы зарубежной разработки. Прежде всего, ее сравнивают с американским изделием Tomahawk и некоторыми ракетами российского семейства «Калибр». По-видимому, индийские инженеры подсмотрели определенные решения и идеи у зарубежных коллег. Ракета нового типа выполнена в цилиндрическом корпусе с полусферическим головным обтекателем. В центральной части корпуса помещаются раскладываемые в полете плоскости; в хвосте находится Х-образный стабилизатор с рулями. Компоновка ракеты стандартна для такого оружия. Головной отсек отдается под средства управления и наведения, а также вмещает боевую часть. В хвосте находится двигатель, а прочие объемы отдаются под топливные баки. Старт и полет осуществляются за счет двух двигателей. Подъем с вертикальной направляющей обеспечивается сбрасываемым твердотопливным двигателем. Маршевая силовая установка включает один двигатель. В первой версии проекта хвост корпуса занимал турбовентиляторный двигатель собственной индийской разработки. В дальнейшем от него отказались, и последние опытные ракеты оснащаются более простым турбореактивным двигателем с иными характеристиками. В будущем может состояться новая замена силовой установки. Сейчас организация Gas Turbine Research Establishment работает над проектом турбовентиляторного двигателя Manik. Это изделие планируется интегрировать в проект «Бесстрашный», а также использовать при создании новых беспилотных летательных аппаратов или крылатых ракет. Сроки появления изделия «Маник» остаются неясными.
Ракета Nirbhay имеет комбинированные средства управления и наведения. Автопилот взаимодействует с инерциальной и спутниковой системами навигации. Также предлагается использовать радиолокатор с функцией обзора местности и сравнения с эталонной картой маршрута. В районе цели локатор используется в качестве активной ГСН, что позволит повысить точность. Организация DRDO указывала, что наличие АРГСН и значительная дальность полета дадут ракете новые возможности. Она сможет барражировать в заданном районе, ожидая появление цели, а затем уничтожать ее. С ракетой «Нирбхай» совместимы 24 боевые части разного назначения. Предлагается использовать фугасные и осколочно-фугасные боезаряды, кассетные БЧ с разными суббоеприпасами и т.д. Также возможно использование ядерного боезаряда мощностью до 12 кт. Широкая номенклатура БЧ должна упростить решение боевых задач разного рода, в том числе за счет возможности быстрой замены боевой нагрузки. Ракета без стартового двигателя имеет длину 6 м при диаметре корпуса 520 мм. Размах крыла в полетном положении – 2,7 м. Масса изделия – 1500 кг; полезная нагрузка – до 300 кг. Крейсерская скорость на основном участке полета – не более М=0,7. Для прорыва ПВО противника «Бесстрашный» может лететь на высотах от 50 до 4800 м. Дальность полета – не менее 1000 км. При создании нового двигателя с большей тягой и меньшим расходом топлива этот параметр может вырасти в полтора раза. Ракету предлагается использовать на разных платформах. В ходе испытаний применяется наземная мобильная пусковая установка. Подобную боевую машину уже показывали публике. Установка монтируется на колесном полуприцепе с необходимой аппаратурой и обеспечивает пуск четырех ракет. В дальнейшем DRDO собирается создать версии ракетного комплекса для надводных кораблей и подводных лодок. На 2021 год намечен старт испытаний авиационной модификации «Бесстрашного».
При разработке проекта Nirbhay индийской промышленности пришлось впервые и самостоятельно решать широкий круг непростых задач. В связи с этим проектирование затянулось, а на испытаниях проявились различные недостатки. Первый тестовый пуск ракеты с наземной установки состоялся 12 марта 2013 года на полигоне Чандипур и был признан частично удачным. Ракета вышла из пусковой установки, перешла на маршевый режим и отправилась к мишени в Бенгальском заливе. Преодолев около трети расстояния до цели, ракета начала отклоняться от требуемого курса. Во избежание непредвиденных последствий пришлось использовать самоликвидатор. Причиной аварии стали неполадки ИНС. Следующий пуск был запланирован на весну 2014-го, но неоднократно откладывался и состоялся только 17 октября. За 70 минут ракета прошла маршрут с 15 разворотами и поразила учебную цель на дальности 1000 км. Все системы сработали штатно. Через год состоялся новый запуск, в ходе которого проверялись возможности маловысотного полета. После старта ракета поднялась на максимальную высоту, а затем снизилась до 20 м над уровнем моря. Однако на 12-й минуте полета, преодолев 128 км из 1000 назначенных, изделие упало в воду и разрушилось. Авария произошла по вине бортовой аппаратуры. В то же время, ракета подтвердила свою способность лететь на малых высотах. В декабре 2016-го состоялись новые испытания, результаты которых официально не оглашались. Согласно источникам индийской прессы, четвертая опытная ракета «Нирбхай» успешно покинула пусковую установку и вышла на траекторию. Однако через две минуты после старта она отклонилась от маршрута и вышла за пределы безопасной зоны, из-за чего ее пришлось ликвидировать. Возможным виновником аварии назвали недоработанный автопилот. Именно после неудачного четвертого запуска разработчикам проекта дали дополнительные 18 месяцев на совершенствование ракеты. 7 ноября 2017 года на испытания вывели доработанную ракету с турбореактивным двигателем. Пуск осуществлялся по мишени на удалении 650 км. Ракета смогла пройти заданный маршрут, найти и поразить цель. 15 апреля 2019 года состоялся шестой и последний на данный момент запуск. Полетное задание для ракеты предусматривало полет с разными скоростями на высотах от 5 до 2500 м; учебная мишень находилась на дистанции 600 км от точки старта. Поставленные задачи были успешно выполнены.
Проект Nirbhay имеет особое значение для вооруженных сил Индии. Одновременно с этим он является одним из самых сложных в истории индийской оборонной промышленности. Если его удастся завершить с желаемыми результатами – пусть даже и с серьезным отставанием от графика – появится повод говорить едва ли не о технологическом прорыве. Желаемым итогом текущего проекта является создание новой ракеты, пригодной для использования с разными носителями и способной уничтожать цели на значительных дальностях. Это будет первая крылатая ракета такого рода, созданная Индией самостоятельно. Таким образом, у армии появятся новые возможности и, одновременно с этим, повод для гордости за свою промышленность. Совместимость с надводными, подводными и воздушными платформами даст преимущества тактического характера. За счет переброски носителей и вынесения рубежей пуска удастся увеличить общую зону ответственности ракет. Таким образом, в теории, новая индийская ракета в исполнении для ВМС может работать по прибрежным районам всех стран-вероятных противников, а ВВС обеспечат ее пуски по целям в глубине суши. Однако пока не следует оценивать новый индийский проект с чрезмерным оптимизмом. История ракеты «Нирбхай» наглядно показывает, насколько сложным является освоение новых для страны технологий и создание перспективного оружия. DRDO и смежные предприятия не смогли разработать проект в установленные сроки, а испытания идут уже седьмой год – но сроки принятия изделия на вооружение до сих пор не вполне ясны. Статистика испытаний тоже не дает повода для радости. Лишь три запуска из шести завершились однозначным успехом. Еще в двух опытные ракеты справились с задачами частично. Основной причиной аварий были неполадки в работе систем наведения и управления. Именно эти устройства не справлялись с удержанием нужного курса и высоты полета. В то же время, силовая установка и планер во всех случаях показали себя неплохо. Впрочем, после четырех запусков «Бесстрашный» получил новый двигатель с иными характеристиками. Возможно, именно по этой причине дальность двух последних полетов была примерно на треть меньше заявленной ранее. В будущем должен появиться новый двигатель, способный обеспечить достижение установленной дальности в 1000-1500 км.
Если рассматривать ракету «Нирбхай» в контексте армий региона, то оказывается, что Индия находится в положении догоняющего. Схожие системы уже состоят на вооружении вероятного противника. Так, Пакистан использует крылатые ракеты «Бабур», по характеристикам близкие к индийскому «Бесстрашному». На вооружении армии Китая состоит несколько крылатых ракет с близкими показателями. Таким образом, Индия оказывается в сложном положении, и новый проект позволит хотя бы сократить отставание от соседей. Несмотря на серьезные затруднения на всех стадиях работ, индийские военные и конструкторы продолжают доводку перспективной ракеты, и в обозримом будущем она может поступить на вооружение. Очевидно, что в этом случае изделие Nirbhay станет важнейшим элементом национальной обороны Индии, способным повлиять на политику и действия конкурирующих государств. Впрочем, для этого необходимо завершить испытания и принять ракету на вооружение. Последние два успешных запуска дают определенную надежду, но не избавляют от всех актуальных проблем.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий