07/11/23

Опытные зенитные управляемые ракеты "Funryu" (Япония. 1944-1945 год).

В конце ВМВ Япония подвергалась массированным налетам американских бомбардировщиков. В начале 1945 года ряд работ по ракетной технике передали в 1-й Военно-морской авиационно-технический арсенал в Йокосуке. Там, с привлечением ряда известных специалистов, работали над программой «Фунрю 1» - создание реактивного управляемого снаряда класса «земля-корабль» для поражения кораблей противника. Это направление работы так и осталось только на бумаге. В связи с усилением воздушных налетов этому коллективу предложили разработать зенитную ракету. Данная работа получила название «Фунрю 2» ...
Как уже отмечалось ранее, работы над ракетной техникой в Японии начались поздно, кроме того не было никакой информации о подобных работах в других странах. Поэтому японским специалистам все приходилось создавать «с нуля». В качестве силовой установки решили использовать РДТТ. В то время флот располагал тремя типами таких двигателей: Ро-Цу, Ро-Са и Ро-Та, но для зенитной ракеты разработали специальный РДТТ «Кордит ST 44», который развивал тягу 2400 кгс в течение 3,5 с. С аэродинамической точки зрения ЗУР «Фунрю 2» имела классическую самолетную компоновку. Примерно на середине цилиндрического корпуса крестообразно крепились четыре крыла, а на сопле - четыре стабилизатора. Пара элеронов и пара рулей располагались на крыльях. Модель «Фунрю 2» продувалась в аэродинамической трубе, причем моделировались различные фазы полета, однако исследования закончены не были - во всем облике ракеты чувствуется какая-то незавершенность. Кроме того, первый и единственный ее пуск показал не очень хорошую управляемость. Возможно, что явилось следствием не совсем удачного размещения управляющих поверхностей. Носовая часть снаряда изготавливалась из дюралюминия. В ней располагались: БЧ весом 50 кг и аппаратура управления - приемник команд, дешифратор, два гироскопа, сухой аккумулятор и рулевые машинки. Задняя часть носового отсека закрывалась стальной крышкой, которая служила также передней крышкой двигателя. В плоскости этой крышки корпус разбирался на две части. Хвостовую часть корпуса занимал твердотопливный двигатель, в котором располагались 18 пороховых шашек и воспламенитель. Корпус двигателя и сопло сделаны из стали. Крылья выполнены из дерева и в них вклеены антенны радиосистемы, а хвостовые стабилизаторы - из дюраля. Длина ракеты составляла 2400 мм, диаметр 300 мм, размах крыла - 960 мм. Стартовая масса составляла 370 кг, максимальная скорость колета - 220 м/с, потолок примерно 5 км, а дальность - 5,5 км. Система управления была радиокомандной. Прототипом для нее послужила система радиоуправления катерами «Сетсу», которые использовались флотом в качестве подвижных мишеней при тренировках артиллеристов. Однако эта система была существенно доработана: в первую очередь был значительно снижен вес, а также добавлено два гироскопа для стабилизации полета. Привод гироскопов осуществлялся от скоростного напора воздуха. В систему управления входили также наземные средства: РЛС для обнаружения целей и передатчик команд. Оператор визуально или с помощью оптических средств следит за целью и ракетой и с помощью специальных ручек на передатчике управляет ее полетом. Испытание ракеты «Фунрю 2» было проведено у подножья горы Асама. Там была подготовлена бетонная площадка, склад топлива и центр управления. На вершине Малая Асама располагался пункт наблюдения, а на склоне горы (ближе к вершине) установили мишень. Запуск ракеты должен был осуществляться со специальной ГГУ под углом 45" к горизонту. В конце июля 1945 г. на стартовую площадку прибыли представители из Токио и высшие офицеры флота для наблюдения за первым пуском. Подготовка к старту включала к себя снаряжение двигателя топливными шашками и стыковка корпуса ракеты. После этого настраивались радиоаппаратура и гироскопы. После всех приготовлений был произведен запуск. Ракета взлетела с большим ревом и двигалась в воздухе, оставляя за собой след густого белого дыма. Сразу после старта ракета уклонилась вправо, но оператор дал команду влево и сумел стабилизировать ЗУР на расчетной траектории. Ракета удовлетворительно слушалась команд управления и поразила мишень с отклонением в 20 м. Результат был признан удовлетворительным. Также была оценена работа всех бортовых систем ЗУР, Полученные данные давали хорошую базу для дальнейшей отработки ракеты. Это был единственный запуск ракеты «Фунрю 2»: вскоре война закончилась. Параллельно с «Фунрю» 2» и в ее развитие проектировалась ракета «Фунрю 3». Силовой установкой для нее должен был служить ЖРД, но из-за отсутствия опыта, необходимых комплектующих и материалов работы были прекращены.
Проектирование ЗУР «Фунрю 4» началось вскоре после начала работ над ракетой «Фунрю 2». Общая длина ракеты составляла 4000 мм, размах крыла - 1600 мм, диаметр корпуса - 600 мм. Стартовая масса ракеты составляла 1900 кг. Расчетные летные характеристики должны были составить: максимальная скорость - 300 м/с, дальность полета - 30 км, потолок - 20 км. Высота 10 км должна была набираться за 1 минуту. В качестве силовой установки решили использовать ЖРД KR-20 тягой 1500 кгс с запасом топлива на 5 минут работы. Этот же двигатель предполагалось использовать на ракетном истребителе J8M1 «Сюсуй» (японский вариант немецкого Me 163). Так как тяга двигателя была меньше стартового веса ракеты, то запуск предполагалось осуществить под углом 45° к горизонту, и набор высоты в значительной степени должен был происходить за счет аэродинамических сил. В процессе наземной отработки силовой установки испытывались различные сочетания компонентов топлива, например 80-процентная перекись водорода и метанол. Общая компоновка ЗУР «Фунрю 4» в целом повторяла компоновку ракеты «Фунрю 2». Внутри корпуса размещались баки с компонентами топлива, боевая часть весом 200 кг, баллон с азотом для вытеснительной подачи компонентов в ЖРД, радиоприемник, аккумуляторы, два гироскопа и взрыватели. Система управления была радиокомандной с оригинальной одноканальной системой передачи команд. Частота импульсов основного сигнала составляла 1000 Гц, с делением на группы. После каждых 200 импульсов наступала короткая пауза. Объединение этих пяти групп длительностью по 200 импульсов и составляло набор команд управления: вверх, вниз, вправо, влево и взрыв. Слежение за целью и ракетой предполагалось осуществлять визуально, с помощью оптических средств, а также РЛС. Команда на подрыв снаряда выдавалась автоматически, когда в РЛС сигнал, отраженный от цели совпадал с сигналом, отраженным от ЗУР. Такая система управления, в общих чертах, совпадает с некоторыми современными системами. В соответствии с этим проектом в арсенале Нагасаки был изготовлен опытный образец ракеты «Фунрю 4», стендовые испытания которого начались (и тут же закончились) 16 августа 1945 г., то есть уже через день после завершения боевых действий. Вскоре после этого солдаты динамитом уничтожили все оборудование, связанное с программой «Фунрю», так что в руки американцев не попало ничего, что было бы связано с этими ракетами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий