В декабре 1948 года ОКБ-153 приступило к разработке проекта транспортного самолета «Р», который, как в дальнейшем вспоминал Антонов, хорошо вписывался в ТТ АТК ВВС: «Ознакомившись с проектом технических требований к двухмоторному транспортно-десантному самолету с боевой (коммерческой) нагрузкой в 4 т, считаю возможным принять на себя составление проекта такого самолета и постройку его, в случае одобрения проекта, в ОКБ-153». После произведенных проработок и предварительных продувок модели, которые показали возможность выполнения требований к взлетно-посадочным качествам этого самолета, Антонов докладывает министерству о том, что «считаю возможным выполнить в 1951 году работу в объеме эскизного проекта. Прошу о включении этой работы в план 1951 года». Каков же технический портрет этого транспортного самолета? ...
«Р» – десантно-транспортный самолет, предназначался для перевозки всевозможных грузов, техники (пушек, автомобилей и др.) и личного состава войск (до 30 человек) общей массой до 3000 кг. Проект «Р» предусматривал создание самолета с улучшенными взлетно-посадочными характеристиками (при максимальной взлетной массе 13 500 кг длина разбега и пробега не превышает 200 м, посадочная скорость – 85–90 км/ч) и высокими эксплуатационными качествами, прежде всего удобством и быстротой погрузки и выгрузки. Конструктивно самолет представлял собой двухпалубный высокоплан с двумя поршневыми двигателями АШ-62ИР (мощность каждого равна 1000 л. с.) и V-образным хвостовым оперением. Главной особенностью конструкции самолета являлась объемная грузовая кабина (габариты 6,4x2,55x2,26 м) со сквозным проездом, образующимся при откидывании вбок носового и хвостового обтекателей. Предполагалось, что загрузка самолета может осуществляться тельфером на монорельсе, втягиванием бортовой лебедкой, а также с помощью автомашины, проезжающей через грузовой отсек. Для облегчения загрузки самолета вручную силовой пол был выполнен на уровне кузова автомобиля ГАЗ-51. Грузовая кабина объемом 37 куб.м могла вместить :
– любые грузы и десантные комплекты общей массой 3000 кг, а с перегрузкой – 3500 кг;
– 30 десантников с полным вооружением;
– 24 тяжелораненых на носилках;
– авиадесантную самоходную установку АСУ-53 массой 3550 кг;
– 37-мм. автоматическую зенитную пушку образца 1939 г. (масса 2300 кг) с расчетом и боеприпасами;
– 122-мм. гаубицу образца 1938 г. (масса 2400 кг) с расчетом и боеприпасами;
– 85-мм. дивизионную пушку (масса 1700 кг) с расчетом и боеприпасами;
– бронеавтомобиль БА-64 (масса 2400 кг) с экипажем и боеприпасами;
– автомобиль ГАЗ-51 (масса 2710 кг) с водителем и горючим;
– два автомобиля ГАЗ-67Б (общей массой 2750 кг) с водителями и горючим.
– 30 десантников с полным вооружением;
– 24 тяжелораненых на носилках;
– авиадесантную самоходную установку АСУ-53 массой 3550 кг;
– 37-мм. автоматическую зенитную пушку образца 1939 г. (масса 2300 кг) с расчетом и боеприпасами;
– 122-мм. гаубицу образца 1938 г. (масса 2400 кг) с расчетом и боеприпасами;
– 85-мм. дивизионную пушку (масса 1700 кг) с расчетом и боеприпасами;
– бронеавтомобиль БА-64 (масса 2400 кг) с экипажем и боеприпасами;
– автомобиль ГАЗ-51 (масса 2710 кг) с водителем и горючим;
– два автомобиля ГАЗ-67Б (общей массой 2750 кг) с водителями и горючим.
Двигатели располагались в специальном моторном отсеке, находящемся за кабиной летчиков на верхней палубе фюзеляжа. Передача крутящего момента на винты осуществлялась с помощью угловой трансмиссии. Такая компоновка силовой установки позволяла механику обслуживать двигатели в полете, а также создавала комфортные условия при ремонте на земле ночью и в непогоду. Топливо общей емкостью 3400 л находится в крыльевых протектированных баках. Для обеспечения высоких ВПХ крыло снабжено мощной механизацией: предкрылками на необдуваемых винтами участках крыла и выдвижными закрылками по всему размаху. Отсутствие мотогондол повышает эффективность винта и позволяет довести аэродинамическое качество самолета до 13 единиц. На верхней палубе находится пилотская кабина, отсек стрелка-радиста и механика. Сообщение с грузовой кабиной осуществляется по трапу-стремянке, установленной по левому борту внутри кабины. Пилотская кабина отделена звукоизолирующей перегородкой с дверью от моторного отсека. Оборонительное вооружение включает верхнюю и кормовую установки с 12,7-мм пулеметами. По расчетам максимальная скорость на высоте 1750 м составляла 300 км/ч, практический потолок – 4600 м, максимальная дальность – 1500 км.
Варианты :
«Р» буксировщик планеров
Самолет «Р» предполагалось использовать и как буксировщик планеров с полетной массой 3-6 т - тяжелых планеров Як-14, Ил-32 и Ц-25, создаваемых в то время в ОКБ А. С. Яковлева, С. В. Ильюшина и П. В. Цыбина.
«Р» на лыжном шасси
Для повышения проходимости и использования самолета в зимних условиях и в районах Крайнего Севера предусматривалась установка лыжного шасси.
«Р» на гусеничном шасси
Проектом был предусмотрен и экзотичный вариант самолета на гусеничном шасси. Эта идея себя еще полностью не изжила, хотя установка гусеничного шасси на самолетах У-2, Р-5 в довоенный период и на Ли-2 в годы войны особого преимущества перед обычным, колесным шасси не показала.
«Р» с двухбалочным фюзеляжем
Рассматривался вариант с двухбалочным фюзеляжем этого самолета, снизу которого подвешивалась легкоотделяемая грузовая кабина. Через два года такая идея была реализована на американском самолете Фэйрчайлд ХС-120.
«Р» буксировщик планеров
Самолет «Р» предполагалось использовать и как буксировщик планеров с полетной массой 3-6 т - тяжелых планеров Як-14, Ил-32 и Ц-25, создаваемых в то время в ОКБ А. С. Яковлева, С. В. Ильюшина и П. В. Цыбина.
«Р» на лыжном шасси
Для повышения проходимости и использования самолета в зимних условиях и в районах Крайнего Севера предусматривалась установка лыжного шасси.
«Р» на гусеничном шасси
Проектом был предусмотрен и экзотичный вариант самолета на гусеничном шасси. Эта идея себя еще полностью не изжила, хотя установка гусеничного шасси на самолетах У-2, Р-5 в довоенный период и на Ли-2 в годы войны особого преимущества перед обычным, колесным шасси не показала.
«Р» с двухбалочным фюзеляжем
Рассматривался вариант с двухбалочным фюзеляжем этого самолета, снизу которого подвешивалась легкоотделяемая грузовая кабина. Через два года такая идея была реализована на американском самолете Фэйрчайлд ХС-120.
Самолет «Р» – двухдвигательный моноплан с V-образным вертикальным оперением, предназначен для перевозки военной техники. Может быть использован как транспортно-десантный, санитарный и буксировщик планеров. Фюзеляж выполнен по двухпалубной схеме – в верхней части располагается кабина пилотов и двигательный отсек, в нижней – грузовая кабина. Крыло свободнонесущее, имеет мощную механизацию в виде предкрылков и выдвижных закрылков. Хвостовое оперение V-образной формы, крепится на хвостовой балке. Двигатель. На самолете стоят два двигателя АШ-62ИР мощностью по 1000 л. с. каждый. Двигательный отсек находится в верхней части фюзеляжа и отделен от кабины пилотов звукоизолирующей перегородкой. Шасси. Носовая опора состоит из двух одноколесных стоек, со спаренными колесами, а основные опоры – из двухколесных тележек по обоим бортам. Вооружение. Вооружение самолета состоит из верхней установки с пулеметом УБС калибра 12,7 мм и аналогичной кормовой установки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий