12/02/24

Опытный истребитель PZL P-50 Jastrzab (Польша. 1939 год).

1) Перед Второй мировой войной в Польше было создано несколько интересных проектов легких скоростных истребителей. Перспективный проект самолёта PWS-42 разработала фирма Podlaska Wytworna Samoletow (PWS). Истребитель строился целиком из дерева, шасси в полете укладывалось в крыло, а скорость оценивалась в 520 км/ч. PWS-42 остался только в чертежах, так как в 1936 г. приоритет был отдан другим машинам, одной из которых был PZL Р-50 “Jastrzab”. Именно он считался преемником Р-11с. Очень часто можно встретить утверждение, что Р-50 являлся переработанным американским истребителем Seversky P-35, с чем совершенно не согласны польские специалисты. Справедливости ради надо сказать, что при проектировании Р-50 учитывался опыт американских коллег, однако это был совершенно другой самолёт, так как согласно спецификации 1936 г. военное ведомство желало получить сначала лёгкий бомбардировщик-штурмовик, но затем передумало и довело требования до истребителя-штурмовика с высокими лётными данными. В конкурсе приняли участие два проекта: Р-45 (истребитель-моноплан с неубираемым шасси, разрабатываемый по руководством инженера К.Корска) и Р-50 (над ним работала группа под руководством В.Якимука) ...
Поскольку более перспективным оказался Р-50 польские ВВС отдали предпочтение именно ему. Конструкторская бригада в течении ноября 1936 – марта 1937 гг. оформила окончательный облик первого прототипа Р-50\I. Это был низкоплан с убирающимся шасси, закрытой кабиной пилота и мотором Bristol “Mercury” VIII, производившимся в Польше по лицензии. Установить силовую установку большей мощности было вполне возможно, но учитывая трудности предыдущих лет решили остановиться на более реальном варианте. Вооружение на прототипе не устанавливалось, но по проекту Р-50 должен был получить четыре 7,7-мм пулемета и узлы подвески для мелких бомб общей массой до 100 кг. Весной 1938 г. самолёт поступил на статические испытания. Опытный образец, пилотируемый Б.Орлинским, поднялся в воздух в феврале 1939-го, незадолго до начала войны. На испытаниях выяснилось, что самолёт страдает бафтингом - на малых скоростях его начинало трясти, устойчивость признали недостаточной, а скорость не превышала 442 км/ч (при проектной 500 км/ч). На взлёте и посадке немало неприятностей доставляло шасси, разработанное британской фирмой Dowty Equipment Ltd., что никак не способствовало скорейшему завершению испытательного цикла. А тем временем, ещё до начала испытаний, фирма получила заказ на 300 самолётов, причем прототип уже успели продемонстрировать итальянским военным атташе. Программа строительства Р-50 предусматривала построить первые 15 самолётов к концу 1939 г., а вторые 15 – к концу 1940 г. В срочном порядке к испытаниям был подготовлен второй опытный экземпляр – P-50\II оснащенный двигателем Gnome-Rhone 14Kirs (900 л.с.), являвшийся также прототипом для серии Р-50В на который планировали устанавливать двигатели Bristol “Taurus”III (1140 л.с.). Испытания второго прототипа в августе 1939 г. проводил пилот Казимир Кул. Путем серьёзных доработок наконец удалось достичь скорости 480 км\ч, хотя ряд источников утверждает, что в одном из полётов самолёт смог разогнаться до 500 км\ч. В любом случае с появлением у немцев истребителей Bf.109D\E скорость даже в 520 км\ч признали недостаточной. Чтобы хоть как-то утешить себя в США был приобретен один экземпляр истребителя Seversky P-35A, который летом 1939 г. прошёл сравнительные испытания с Р-50\I. Как и следовало ожидать, польские самолёт уступал американскому аналогу в скорости, хотя остальные летно-технические характеристики оказались примерно равны.
Чтобы ускорить работы по доводке Р-50 военное ведомство 23 марта 1939 г. издало специальное распоряжение, обязывающее фирму PZL довести прототипы “до ума” в кратчайшие сроки. Существенно поторопил дела новый командующий польскими ВВС генерал Б.Калкус, распорядившийся приложить максимум усилий для доводки P-50\I и P-50\II. Приоритет отдавался второму варианту, однако первый прототип оказался более доведенным и, следовательно, более подготовленным для серийного производства. Одновременно бригада Якимука уже работала над новыми истребителями, самым перспективными из которых смотрелись Р-56 и Р-62 с рядными двигателями мощностью 1100 и 1300 л.с. и увеличенной до 300 кг бомбовой нагрузкой, однако к сентябрю 1939 года не удалось построить ни одного прототипа каждого из этих самолётов. В связи с этим пришлось возродить проект PZL Р-45 “Sokol”, который удалось довести до стадии деревянной продувочной модели и изготовления отдельных узлов прототипа. До немецкой оккупации достроить Р-45 не успели и в середине сентября 1939 г. поляки уничтожили весь задел по нему. Чуть более удачным оказался опыт с модернизацией истребителя Р-11, на который установили двигатель как у Р-50 и ещё запланировали для него закрытую кабину. Проект был предложен в 1936 г., но тогда посчитали, что скорость 400 км\ч не будет соответствовать требованиям. В 1939 г. об улучшенном варианте, получившем обозначениеP-11g, вспомнили снова – причиной этому послужила задержка с налаживанием серийного выпуска Р-50. Опытный образец удалось разогнать до 390 км\ч, но даже в этом случае P-11g получил рекомендацию к серийному выпуску. Пока налаживали производство началась война. Единственный экземпляр использовали как истребитель ПВО, причем достаточно успешно. 14-15 сентября пилот P-11g заявил о двух сбитых немецких бомбардировщиках. Несколькими днями позже прототип был уничтожен во время бомбардировки аэродрома. Тем временем эпопея с Р-50 продолжалась. Ближе к началу войны ВВС, в связи с острой необходимостью перевооружения истребительной авиации на новые типы самолётов, еще до завершения испытаний в августе 1939 года заложили пробную серию из 30 Р-50А, которые заметно отличались от прототипа. Истребитель получил удлиненный гаргот и новое остекление кабины пилота. Также доработали конструкцию шасси и хвостовое оперние. Когда пришла война, пять машин уже почти закончили, но выкатить на аэродром не успели. Позднее их, в полуразрушенном виде, захватили немецкие войска на одном из аэродромов под Варшавой. Судьба второго прототипа после его эвакуации из Варшавы осталась неизвестной, а вот P-50\I можно сказать погиб в боевых условиях. Несмотря на посредственные данные именно этот экземпляр оказался наиболее подготовленным для участия в боях и с мая он находился в эксплуатации в 1-м истребительном полку. Самолёт решили эвакуировать, но 5 сентября 1939 г., во время пролета над Львовом (по другим данным это произошло у г. Равва Русский) Р-50 обстреляла своя же зенитная артиллерия. Получив несколько попаданий истребитель больше не мог продолжать полёт и совершил вынужденную посадку. Пилоту Иржи Видавскому удалось спастись, а останки самолёта были эвакуированы в тыл, где следы первого прототипа окончательно теряются.
Длина – 7,70 м
Размах крыла – 9,70 м
Площадь крыла – 19,40 кв.м.
Вес пустого / взлётный – 1700 / 2600 кг
Скорость – 500-520 км/ч
Скороподъёмность (время набора высоты) – 660 м/мин
Дальность – 750 км
Потолок – 10000 метров
Экипаж – один человек
Двигатель – один звездообразный Britsol “Mercury” VIII, мощностью 840 л.с.
Вооружение – четыре 7,7-мм пулемета и 100 кг бомб.
 
 
 
2) В 1936 году Военное ведомство выдвинуло спецификацию на легкий бомбардировщик-штурмовик для польских ВВС. PZL привлекло для участия в конкурсе сразу две команды конструкторов, которые предложили два разных проекта - PZL-50 и PZL-45. После долгих консультаций руководство компании решило развивать проект инженера Всеволда Яна Якимука PZL-50. Конкретные работы над ним начались зимой 1936\37 годов. В качестве основного был выбран двигатель Bristol Mercury VIII, который производился по лицензии в стране. Сам PZL-50 Jastrzab был типичным самолетом "поля боя", вооружение которого составляли 4 пулемета. Кроме того его планировалось использовать и как истребитель с высокими скоростными характеристиками. Благодаря своим совершенным аэродинамическим формам аппарат мог развивать скорость в 500 км\ч на высоте 4300 м. В конце концов военные заказали два прототипа: PZL-50/I и PZL-50/II.
По планам первая партия в 15 машин должна была поступить в войска к концу 1939 года, а вторая - к концу 1940 года. Постройка первого прототипа выявила ряд крупных изъянов в конструкции. Прежде всего проблемы вызвало убирающиеся шасси английской фирмы Dowty Eguipment Ltd. Кроме того он страдал бафтингом - на малых скоростях его начинало трясти, устойчивость признали недостаточной. Для первого прототипа в Англии специально закупили двигатель Bristol Mercury VIII, однако дальше проблемы только продолжались. Только в феврале 1939 года инженер Йержи Видавский поднял в воздух первый прототип. Характеристики превзошли все ожидания и военные сразу проплатили сборку предсерийной партии в 5 самолетов. В дальнейшем планировалось построить первую серийную партию из 30 самолетов.
С началом войны единственный PZL-50/I инженер Видавский перегнал на полевую площадку. Вместе с ним эвакуировали PZL P-11g и PZL-46/1. Уже 6 сентября машины отправили во Львов. Для того, чтобы избежать встреч с немецкими истребителями шли на высоте 100-150 метров. Однако при подлете к Равве Русской двигатель остановился и пилот был вынужден совершить вынужденную посадку. Самолет был серьезно поврежден, но летчик не пострадал. Видавский добрался до Львова и через несколько дней остатки машины были эвакуированы. Остальные несобранные PZL-50/II и PZL-50A попали в руки немцев. Уже во второй половине 1939 года один прототип дособрали и Казимир Кул поднял его в воздух. Однако дальше этого дело не пошло.
Размах крыла, м 9.70
Длина, м 8.00
Высота, м 2.67
Площадь крыла, кв.м. 15.80
Масса, кг
пустого самолета 1900
нормальная взлетная 2400
Тип двигателя 1 ПД Britsol Mercury VIII
Мощность, л.с. 1 х 840
Максимальная скорость , км/ч 500
Крейсерская скорость , км/ч 430
Практическая дальность, км 750
Cкороподъемность, м/мин 660
Практический потолок, м 7500
Экипаж 1 человек
Вооружение: четыре 7.7-мм пулемета PWU wz.36 , до 100 кг бомб
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий