01/03/24

Проект танка EMIL (KRV) (Швеция. 1951 - 1954 год).


После второй мировой войны, бронетанковые силы Швеции, стремительно устаревали, самым современным танком в войсках был Strv М/42, который был эквивалентен ранней модели "Шерман", и всем было ясно, что войска требуют что-то более лучшее. В свете этого в 1949 году, шведский парламент, который благодаря военным понял советскую угрозу, санкционировал выделение средств на проектирование тяжелого танка. Программа получила название KRV (сокращение от "KRANVAGN", то есть "мобильный кран") и предполагала создание 40-45-тонной (максимальный вес разрешалось превысить не более чем на 5 тонн) машины с башней снабженной автоматом заряжания. Главной целью проекта было создание машины адекватной по своим боевым характеристикам советскому ИС-3 ...
Варианты вооружения, для будущей машины, предполагались следующие: 105-мм (с длинной ствола 67 калибров) и 120-мм (с длинной ствола 40 калибров) нарезные орудия, или 150-мм (с длинной ствола 40 калибров) гладкоствольное фирмы "Бофорс". От последнего в ходе проектирования отказались - так как оно еще было совершенно не отработано. Заказчик склонялся к варианту 120-мм. В целях ознакомление с уже готовыми аналогичными машинами, во Франции в начале 1950-х был закуплен танк AMX-50, как заявили шведы "для испытаний, чтобы в дальнейшем заказать большую партию" (заказа не последовало - шведским генералам куда больше понравились "Центурионы"), однако АМХ-50 изучался весьма тщательно - особенно устройство башни и автомата заряжания.
В 1951 году на основе французского танка шведы создали свой проект, получивший название "Эмиль". В качестве основного вооружения для будущего танка была окончательно выбрана 120-мм нарезная пушка. При этом что удивительно, по расчётам шведов танк должен был получиться массой всего 28 тонн. Автомат заряжания 120-мм орудия имел два барабана по 4 снаряда. Ещё 32 снаряда находились в специальных ящиках. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 840 м/с, а осколочно-фугасного 680 м/с. Барабаны могли снаряжаться снарядами разных типов. С пушкой были спарены два 8-мм пулемёта с боезапасом по 2000 патронов. На крыше башни мог устанавливаться 13,2-мм пулемёт с боезапасом 1000 патронов. Корпус танка был выполнен со "щучьим носом", как на французе и как на его советском конкуренте.
Расчётные ТТХ : боевая масса: 28 тонн, общая длинна: 7,4 м, длина без пушки: 5,8 м, ширина: 2,6 м, высота без зенитного пулемёта: 2,35 м, экипаж: 3 человека, вооружение: 120 мм пушка, 2 пулемёта калибра 8-мм и 1 пулемёт калибра 13,2-мм, двигатель: SFA 8 цилиндров мощностью 550 л.с, удельная мощность - 19,5 л.с./т, броня: башня лоб - 150 мм, бока и задняя часть - 30 мм, крыша - 18 мм, Корпус: спереди, - 70 мм, борт корпуса - 20 мм.
 
Всего было проработано три варианта танка "Эмиль". ТТХ первого описаны выше.

Вариант 2:

Предполагалось вооружать машину или 150-мм или 105-мм пушками. На машину должен был ставиться двигатель мощностью или 665 или 640 л.с. По мнению конструкторов его масса должна была возрасти на 10 тонн.

Расчётные ТТХ:

Масса - 38 тонн
Длина: 6,40 м
Ширина: 3,00 м
Высота: 2,56 м
Экипаж: 3 человека
Максимальная скорость: 56 км/час
Двигатель: AV-1195: (640 л.с.), AVS-1195 (665-668 л.с.)
Вооружение: 150-мм L/40, 105-мм L/67
Боезапас: 24 / 40 снаряда
Броня (башни) :( 170/60/30)
Броня (корпус): (145/30/18)

Вариант 3:

Основным отличием третьего варианта "Эмиля" должен был стать двигатель мощностью 810 л.с. Такой мотор дал возможность увеличить бронирование. Вместе с эти возросла и масса – до 42 тонн.

Расчётные ТТХ:

Масса - 42 тонны
Длина: 6,75 м
Ширина: 3,05 м
Высота: 2,66 м
Экипаж: 3 человека
Максимальная скорость: 60 км/час
Двигатель: AV-1790 (810hp)
Вооружение: 150-мм L/40, 105-мм L/67
Боекомплект: 24 / 40
Броня (башни) :( 170/80/30)
Броня (корпус): (145/40/18)

Всего было построено 2 опытных шасси, которые проходили испытания, однако, к 1954 году из-за неготовности башни и проблемами с орудиями программа была заморожена. Есть неподтвержденная информация, что для того, чтобы не потерять контракт на создание танка, производитель предложил оснастить готовое шасси обычными башнями и орудиями без автомата заряжания и даже провел опытную установку башни "Центуриона" на шасси для демонстрации, но этот вариант военных не устроил - они предпочли закупить уже готовые "Центурионы". Последней попыткой "спасти заказ" стало создание на базе одного из шасси 155-мм САУ AKV 151 с автоматом заряжания. Однако, и она не пошла в серию, хотя артсистема, использованная в ней, стала основой для САУ "Бэндканон", принятой на вооружение в 1965 году.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий