13/06/24

Программы ″Space cruiser″ и ″Spaceplane Technology and Research″ (США. 1973 - 1985 год).

Space cruiser. В начале 1970-х годов, активное развертывание Советским Союзом спутников морской разведки (и в дальнейшем - целеуказания) вызвало явное недовольство военно-морского флота США. Перспектива в случае начала военного противостояния действовать под непрерывным наблюдением не вдохновляла. Американские адмиралы отлично знали что, несмотря на ряд ограничений, спутники представляют большую проблему в плане скрытного развертывания морских сил. Естественным решением было сделать так, чтобы в случае начала военного противостояния советская система более не существовала. Уже находящиеся на вооружении противоспутниковые системы (Program 437 и Safeguard) флот не удовлетворяли, адмиралы хотели иметь собственную, независимую систему, которую они могли бы развернуть там, где им хотелось, и применить в той мере, в которой требовалось. В 1973 году, по заказу военно-морского флота, DARPA представила на рассмотрение идею пилотируемого орбитального перехватчика, способного осуществлять задачи по перехвату объектов в космическом пространстве. Запускаемый с помощью ракеты-носителя на базе БРПЛ или МБР, перехватчик должен был выходить на орбиту, сближаться с низкоорбитальным сателлитом, и осуществлять его осмотр либо уничтожение с помощью бортовых систем. После чего аппарат осуществлял управляемый вход в атмосферу и приводнение рядом с дружественными военными кораблями ...
Космический аппарат, получивший название "Space cruiser" имел форму острого конуса длиной около 8 метров. Он должен был выводиться на орбиту с помощью БРПЛ "Посейдон", в качестве альтернативы также рассматривалось применение разрабатываемой тяжелой МБР "Минитмен" или БРПЛ "Трайдент I". Масса составляла около 2041 килограмм вместе с топливом для двигателей. "Крейсер" приводился в движение и маневрировал по орбите с помощью семнадцати малогабаритных ЖРД с кольцевыми соплами, расположенных кольцом вокруг теплозащитного щита в его кормовой части. Сопла двигателей были оснащены подвижным центральным телом, что позволяло изменять форму истекающего потока, добиваясь максимального импульса при минимальной длине двигателей.
Перед двигательным отсеком располагался отсек экипажа с амортизационным креслом пилота, отделенное теплоизолирующей переборкой. По соображениям экономии массы, корабль не имел бортовой системы жизнеобеспечения: пилот должен был находиться весь полет в скафандре, получая кислород от его систем. Непосредственно перед пилотом располагался небольшой пульт управления, а критически важная информация должна была выводиться на нашлемный монитор. Оригинальной деталью корабля был носовой обтекатель. Он был сделан откидывающимся в сторону: после взлета, обтекатель на петлях проворачивался на 180 градусов, и располагался параллельно борту корабля, открывая блок датчиков , в который входили радиолокационная станция, лазерный дальномер, и нескольких телескопов, служивших для навигации и инспекции. Там находился и грузовой отсек объемом 0,22 кубических метра. Отсек, вероятно, служил для установки либо выводимых на орбиту микроспутников, либо перспективных систем вооружения: кинетических либо ядерных ракет, предназначенных для поражения неприятельских спутников. Предполагалось, что "Космический крейсер" будет запущен на орбиту с корабля/субмарины-носителя или с пусковой установки на базе ВМФ. Выведенный на орбиту неприятельского спутника, "крейсер" должен был обнаружить его своим радаром, и с помощью бортовых двигателей сблизиться для осмотра. Идентифицировав цель, пилот при необходимости мог уничтожить спутник бортовым вооружением. Вся миссия должна была занимать не более 1-2 витков, и ограничивалась ресурсами жизнеобеспечения скафандра. Завершив операцию, пилот разворачивал корабль двигателями против вектора движения, тормозил и кормой вперед входил в атмосферу. Теплозащитный экран защищал корабль от перегрева. После входа в плотные слои, "космический крейсер" выстреливал параплан, который играл роль сначала - парашюта, а затем - крыла, с помощью которого аппарат мог пролететь несколько сотен километров, приближаясь к дружественным кораблям. После приводнения корабль и пилот подбирались палубными вертолетами.
Spaceplane Technology and Research (STAR). В 1976 году флот потерял интерес к программе "Space cruiser" и прекратил её финансирование. Вероятнее всего на фоне перспективы скорого появления "Шаттлов" - и соответственно, возможности создания гораздо более совершенных, чисто космических боевых платформ, программа "крейсера" уже казалась устаревшей. 
 
Но история на этом не заканчивается. Фред Реддинг (Fred Redding), возглавлявший работу над "Space cruiser" считал, что концепция сверхлёгкого космического аппарата, способного маневрировать на орбите, будет востребована и в других местах. Так и оказалось, и в 1977 году ВВС США и НАСА возобновили финансирование "крейсера" уже под названием Spaceplane Technology and Research (STAR).
Основным изменением проекта стал запуск не с подводной лодки а с обычного космодрома на обычной ракете. Форма корпуса для гражданского варианта так же поменялась, от конуса с окружностью в основании перешли к эллиптическому основанию, притом общее расположение модулей и остальные размеры остались неизменными. В стремлении удешевить программу в одном из вариантов даже решили отказаться от размещения пилота в закрытой кабине, посадив его в открытый отсек "кабриолетного" типа. Рассматривалось несколько вариантов вывода STAR на орбиту: при помощи ракеты или в грузовом отсеке шаттла. Во втором варианте аппарат даже не оснащался ни тепловым экраном, ни парапланом - STAR лишь играл роль "помощника" шаттла и возвращался на землю так же в грузовом отсеке.
В отличие от "Space cruiser", программа "STAR" не была чисто военной – предполагалось использовать аппарат в тех миссиях, когда необходимо провести срочное обслуживание спутника или провести спасательную операцию. В связке с шаттлом STAR давал возможность выполнять операции на разных орбитах, не тратя при этом драгоценное топливо своего носителя. Так, рассматривался сценарий, когда шаттл выходит лишь на низкую опорную орбиту, в то время как запускаемый с него STAR будет способен выскочить на геостационарную орбиту, выполнить там нужные операции и вернутся обратно. Военный вариант STAR внешне практически не отличался от "Space cruiser". ВВС США имели на него ровно те же планы что и флот когда то, и потому вносить серьезные изменения не было смысла. Главным отличием стала смена системы запуска, так как в тот момент натянутые отношения с НАСА заставляли ВВС США создавать практически параллельную космическую программу. Было разработано два варианта - использование ракеты "MX Peacekeeper" в варианте шахтного базирования для вывода STAR в космос, и создание аэрокосмической системы запуска, где в качестве первой ступени выступал Boeing 747-200F, который поднимал ракету с STAR на нужную высоту, где и происходил запуск.
В 1984 году был представлен финальный вариант аппарат. Пробные запуски предполагались в 1987 и 1988 году для гражданской версии и в 1989 году для военной. Но НАСА отозвало финансирование программы из-за её непроработанности и неэффективности, а чуть позже отказали и ВВС США из-за изменений политической обстановки. Так окончательно закончилась история "Space cruiser"/STAR.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий