31/07/23

Транспортный самолёт Short S.C.5 Belfast (Великобритания. 1964 год).

В конце 1950-х годов компания Short Brothers пыталась найти точку опоры в сфере транспортной авиации для своего большого военно-транспортного самолета Short S.C.5, работа над проектом которого началась в феврале 1956 года. Самолет был спроектирован в 1956-1959 годах по требованию ВВС Великобритании. Он стал первым английский широкофюзеляжный военно-транспортный самолетом с ТВД и входил в тройку самых тяжелых военно-транспортных машин мира. Постройка опытного самолета продолжалась с 1959 по 1963 год. Это был высокоплан с герметичным фюзеляжем круглого сечения. Его грузовой отсек имел полезный объем 311,49 м³. Самолет был способен перевозить крупнейшие управляемые ракеты, пушки и транспортные средства для британской армии и ВВС, мог конвертироваться для перевозки от 150 до 250 военнослужащих. Варианты загрузки : шесть вертолетов "Уосп" или две ракеты "Поларис". Первая из машин поднялась в воздух 5 января 1964 года, но заинтересованности у гражданских покупателей не пробудила. Было построено только 10 самолетов этого типа для ВВС Великобритании, первый из них поступил на службу 20 января 1966 года (а последний в декабре этого же года). В ВВС Великобритании он получил название Belfast C.Mk.1 ...
С 1965 года по 1967 год все "Белфасты" прошли модернизацию в связи с тем, что из-за выявленных дефектов аэродинамики они не достигали контрактных характеристик по дальности и крейсерской скорости. Переделке подверглась хвостовая часть фюзеляжа и стык крыла с фюзеляжем (установлены зализы). В результате контрактные параметры были достигнуты или превышены. Индекс модернизированных самолетов был изменен с SC5 на SC10. Все самолеты успешно и безаварийно эксплуатировались вплоть до поступления на вооружение ВВС Великобритании американского военно-транспортного самолета Локхид Мартин С-130 "Геркулес" в 1984 году, после чего были списаны. Самолеты "Белфаст" использовались в основном для транспортировки негабаритных армейских грузов (например, вертолетов) на дальние расстояния. После снятия с вооружения восемь самолетов были проданы на слом, а два - пополнили парк авиакомпании "ХэвиЛифт", где и эксплуатируются до настоящего времени. На момент принятия на вооружение Belfast был самым большим самолетом, используемым ВВС. Он использовался для обслуживания британских операций на Ближнем и Дальнем Востоке, но его военная карьера продолжалась всего десять лет. В сентябре 1976 года Belfast были сняты с вооружения, несмотря на то, что в среднем налет каждой машины едва превышал 8000 часов.
В 1977 году компания "Eurolatin Aviation" решила приобрести эти самолеты, учитывая возросшие потребности в воздушных перевозках грузов на гражданском рынке. В 1978 году "Eurolatin" объединила свои силы с фирмой "Cunard", сформировав для эксплуатации Belfast компанию "ТАС Heavylift". Однако британское управление гражданской авиации потребовало доработать самолеты, чтобы они могли взаимодействовать с гражданской системой управления воздушным движением. В начале 1980 года после долгих и дорогостоящих модернизации и испытаний Belfast был сертифицирован для гражданского применения. Вначале для переделки в гражданский вариант отобрали три Belfast, оставив две машины в резерве (они довольно эффективно показали себя во время Фолклендской войны), а оставшиеся пять продали фирме "Rolls-Royce Ltd". С четырех из них были сняты двигатели Тупе, а пятый самолет был подарен музею ВВС в Косфорде. Базой компании "ТАС Heavylift" (позднее "HeavyLift Cargo Airlines") был Станстед на востоке Великобритании, откуда Belfast совершил первый коммерческий рейс в середине марта 1980 года. Техническая база располагалась в Саутенде, где самолеты проходили доработки. После 22 лет работы на компанию "HeavyLift" в Британии последняя машина была поставлена на хранение в аэропорту Саутенда. В 2003 году этот самолет перегнали в Австралию, где он стал работать на "HeavyLift Cargo Airlines", базируясь на международном аэропорте Кэрнса (штат Квинсленд). Самолет получил филиппинский регистрационный номер RP-C8020. Из оставшихся пяти самолетов четыре были отданы на металлолом, а один сохранился в Музее авиации и космоса в Косфорде.

Конструкция самолета 

Фюзеляж - цельнометаллический полумонокок с мощным алюминиевым подкрепляющим набором. Диаметр фюзеляжа - 5.37 м. В грузовой кабине (размерения 25.7 х 4.9 х 4.2 м, объем 311.5 м3) для транспортировки солдат могла устанавливаться вторая палуба. Пассажировместимость в этой конфигурации - 250 чел. Пол грузовой кабины оборудован рольгангом, имеются лебедки и швартовочные узлы. В грузовой кабине имеются четыре двери: хвостовая (3.6 х 3.05 м), боковая ( в носовой части кабины по левому борту, 2.44 х 1.98 м) и две - для парашютного десантирования, в боках хвостовой части кабины. Имеется 12 иллюминаторов.

Кабина экипажа - пятиместная, с большой площадью остекления. 

Крыло - кессонное, профиль - NACA 4413, удлинение 10.2, угол поперечного V +3 град. Конструктивно крыло состоит из двух отъемных консолей с узлом стыка над фюзеляжем. Механизация состоит из двухщелевых трехсекционных закрылков и спойлеров на верхней поверхности крыла. Закрылки снабжены системой сдува пограничного слоя. В кессоне крыла расположено шесть баков - отсеков для топлива общей емкостью 46800 л. Самолеты оборудовались стационарной штангой для дозаправки топливом в полете.

Вертикальное оперение - выполнено зацело с фюзеляжем. Двухлонжеронное. Горизонтальное оперение - конструктивно состоит из двух отъемных консолей.

Шасси - трехстоечное, с носовой опорой, убираемое в полете. Все стойки убираются в фюзеляж поворотом вперед. Основные стойки имеют восьмиколесные тележки, носовая - спаренные колеса. Система торможения - гидравлическая, раздельное торможение отсутствует. На земле самолет управляется путем разворота носовой стойки с помощью гидравлики, в пределах +- 50 градусов.

Система управления - бустерная, основанная на применении серворулей во всех каналах управления. Во всех каналах имеются триммеры. Имеется пружинный загрузочный механизм с регулировкой по режимам полета.

Гидравлическая система - дублированная, запитывается от четырех насосов на коробках приводов двигателей. Резервный насос запитывается от ВСУ. Рабочее давление в системе 280 кгс/см2. Используется для привода систем шасси, бустеров, закрылков, люков и дверей. 

Электрическая система - переменного тока с двумя генераторами по 50 кВт. Напряжение бортовой сети - 200 В. 

Система кондиционирования состоит из двух независимых подсистем, запитываемых от нагнетателей, расположенных в обтекателях шасси. В системах имеется по одному теплообменнику и турбохолодильнику. 

Противообледенительная система носка крыла представляет собой теплообменник, обогреваемый выхлопными газами двигателей. Противообледенители носков вертикального и горизонтального оперения, винтов, воздухозаборников двигателей, а также остекления кабины летчиков - электрические.

Тактико-технические характеристики : экипаж - 5 человек, размах крыла - 48,1 м, площадь крыла - 229,09 кв.м, длина самолёта - 47,1 м, высота - 14,33 м, вес пустого - 59020 кг, максимальный взлётный вес - 104,3 тонны, запас топлива - 45869 л, мощность силовой установки - 4 турбовинтовых двигателя по 5730 л.с, максимальная скорость - 600 км/ч, потолок - 9100 м, практическая дальность - 8500 км, дальность с максимальной нагрузкой - 1621 км, грузоподъёмность-до 250 человек или до 37000 кг различных грузов.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий