В середине 1980-х годов норвежское управление оборонных исследований (NDRE) приступило к реализации программы по замене ракетных катеров (РК) типов "Сторм" и "Хаук". Среди основных тактико-технических требований к перспективным РК были: максимальная скорость хода 45 уз (при состоянии поверхности моря до 3 баллов) и дальность плавания до 800 миль (при скорости 40 уз). Одновременно начались исследования по снижению ЭПР и ИК-сигнатуры катеров. В ходе анализа, проведенного совместно со специалистами ВМС, по критерию "стоимость/эффективность" были рассмотрены более 10 вариантов корпуса будущего РК. Выбор пал на катамаран на воздушной подушке скегового типа. Победу в конкурсе на лучший проект и строительство головного корпуса в августе 1996 года одержала норвежская судостроительная компания "Umoe Mandal". Несмотря на сомнения в необходимости строительства новых катеров, вызванные окончанием "холодной войны", в 2001 году парламент Норвегии утвердил программу строительства дополнительных пяти корпусов общей стоимостью 550 млн долларов США. В консорциум во главе с "Умое Мэндел" вошли также французская DCNS (СБУ корабля) и "Конгсберг" (интеграция всех РЭС, совместно с компанией "Армарис"). Согласно замыслу командования ВМС, в постоянной готовности должны находиться четыре корабля, а два оставшихся - в плановом ремонте и на модернизации. Ракетный катер типа Skjold представляет собой судно на воздушной подушке и характеризуется высокой скоростью, малой радиолокационной заметностью и достаточно серьёзным вооружением. Первый корабль этого класса был построен в 1999 году и ещё пять вошли в строй в 2008—2009 годах ...
Контроль состояния и управление всеми общекорабельными системами и механизмами обеспечивает система IPMS (Integrated Platform Management System), состоящая на вооружении флотов многих стран, производства фирмы L-3. Первоначально РК этого типа оснащались комбинированными дизель-газотурбинными энергетическими установками (схема CODOG). Затем командование ВМС приняло решение о замене их на комбинированные газо-газотурбинные (COGAG) с двумя ГТ типа ST18M и столькими же турбинами типа ST40M производства компании "Пратт энд Уитни", а также водометных движителей "Камева" 80S2, выбор которых был обусловлен малой осадкой и необходимостью улучшения маневренности катера. Для обеспечения надежности при движении в межкорпусном пространстве катера установлена система стабилизации. Она включает два вентилятора мощностью 800 кВт, работающих от дизелей MTU 12V 183 ТЕ92, размещенных в носовой части, а также регулировочные клапаны в корме. РК Skjold-classen оснащены системой боевого управления (СБУ) "Зенит-2000" (совместная разработка DCNS и "Конгсберг").
Пять многофункциональных пультов серии KD2000 позволяют оперативно решать адаптированные для прибрежных регионов задачи противолодочной и противовоздушной обороны и осуществлять обмен данными по СОД "Линк-16". Оборудование и программное обеспечение построены на базе ЭВМ PowerPC под управлением операционной системы "Линукс". По своим возможностям система "Зенит-2000" эквивалентна СБУ, устанавливаемой на кораблях класса фрегат, и решает полный набор стандартных задач, возлагаемых на нее. Первоначально классифицировавшийся как ракетный катер, по своим функциям и составу вооружения Skjold-classen может быть отнесен к кораблям класса корвет. Skjold это ракетный катер на воздушной подушке скеггового типа, с корпусом выполненным по технологии "stealth". По сути это есть катамаран на воздушной подушке, что обеспечивает ему хорошую скорость и высокую маневренность. Важнейшим качеством корабля является его скрытность в прибрежной зоне, особенно в условиях Норвегии с ее островами и фьордами. Это позволяет ему осуществлять наблюдение и наносить удары с близкого расстояния, оставаясь при этом незамеченным. Малая осадка от 0,8 до 2,3 м позволяет ему действовать на гораздо меньших глубинах по сравнении с другими судами.
Катер вооружен восемью противокорабельными ракетами Kongsberg NSM (в двух четырёхконтейнерных установках) , которые были разработаны специально для катеров этого типа и фрегатов типа Nansen. Ракеты NSM оснащены спутниковой системой наведения GPS, имеют дальность стрельбы до 150 км, стартовый вес-450 кг и полубронебойную БЧ весом 120 кг. В качестве ближней ПВО используются сдвоенные установки ПЗРК «Мистраль» (ЗРК "Симбад") французского производства. Эта ракета имеет осколочную БЧ весом 3 кг, дальность стрельбы 4 км и инфракрасное наведение. Кроме того на катерах установлена итальянская артиллерийская установка Oto Melara Super Rapid калибра 76-мм со скорострельностью 120 выстрелов в минуту и дальность стрельбы 16 километров. Эта установка имеет возможность убираться под палубу и выдвигаться тогда,когда надо вести огонь. Также имеется два 12,7-мм пулемета.
В качестве РЭП используется стабилизированная по бортовой и килевой качке поворотная ПУ постановки активных и пассивных помех MASS компании "Рейнметалл" с 32 выстреливаемыми приборами помех, предназначенными для увода ПКР и управляемых артиллерийские снарядов (УАС) от цели, Приборы программируются для функционирования во всем диапазоне рабочих частот ГСН. В отдаленной перспективе возможно оснащение катеров более мощными средствами ПВО. Основным источником информации является РЛС обнаружения воздушных и надводных целей (ОВНЦ) типа MRR 3D NG с фазированной антенной решеткой (ФАР) небольшой мощности с автоматическим переключением режимов работы, интегрированная с системой опознавания "свой - чужой". Станция выполняет функции обнаружения, слежения, распознавания целей и наведения оружия. В режиме освещения надводной обстановки она способна обнаруживать НЦ на дальности до 75 миль, а в режиме дальнего обнаружения ВЦ - до 100. В режиме самообороны РЛС обнаруживает и захватывает цели на дальности до 30 миль. Станция ES-3701 обнаруживает сигналы РЛС противника, а станция "Церос-200" управляет стрельбой АУ. ОЭ-средство наведения оружия VIGY20 и навигационная РЛС предназначены для определения пеленга и дистанции до цели на дальности прямой видимости.
Основные РЭС размещены на надстройке катера: слева от нее - установка MASS; на крыше рубки - станция "Церос-200"; на мачте (посередине) - РЛС MRR-3D-NG, над ней - навигационная РЛС производства компании "Литтон"; еще выше - VIGY20, за ним - штыревая цилиндрическая антенна станции ES-3701. На катерах этого типа установлена интегрированная система связи производства германской компании "Аэромаритайм". Она включает приемники радиочастотного диапазона, средства спутниковой связи (ССС), а также сети типа "Линк-11 и -16". С середины 2014 года они оснащаются ССС SURFSAT-S, совместимыми с другими военными спутниками, а также с коммерческими - "Инмарсат" и "Иридиум". Система связи обеспечивает достаточную степень защиты данных и позволяет оперативно формировать единую картину тактической обстановки.
Численность экипажа, первоначально установленная в 16 человек, по результатам опытной эксплуатации в составе ВМС США была увеличена до 21. Отдельная каюта предусмотрена только для командира корабля, четыре двухместные - для офицеров, остальные - четырехместные - для старшин и матросов. На катере имеется оборудованный по современным требованиям камбуз и две душевые кабины. Кают-компания офицеров и старшин, а также столовая для матросов могут использоваться для размещения дополнительного личного состава. Кроме того, рассматриваются варианты установки третьего спального места в двухместных каютах. Опытная эксплуатация РК Skjold-classen в США показала, что 13-месячное нахождение экипажа вдали от дома не отразилось на его самочувствии и психологическом состоянии. РК типа Skjold-classen принимают участие в ежегодных учениях как в составе норвежских ВМС, так и со странами НАТО - "Флотекс", "Нозерн коаст" и "Джойнт уорриор"; каждые два года проводятся учения Североатлантического союза "Колд респонс", а также локальные мероприятия различного масштаба: от поддержки действий полиции до проведения практических пусков управляемых ракет.
Головной РК Skjold-classen вошел в состав ВМС Норвегии в апреле 1999 года, после чего начались плановые работы по его модернизации. В 2000 году один из РК типа Skjold-classen посетили представители командования специальных операций американских ВМС на предмет возможности участия катера в совместных учениях. Стороны достигли договоренности об отправке РК в США. Он должен был в течение года участвовать в боевой подготовке совместно с американскими кораблями. Выполнив программу обучения в полном объеме и возвратившись из США, РК Skjold-classen в течение четырех лет использовался командованием норвежских ВМС в качестве учебного катера для подготовки личного состава. В июне 2003 года катер был выведен из состава флота для модернизации, а в апреле 2013-го в обновленном виде пополнил боевой состав норвежских ВМС.
Тактико-технические характеристики корабля : полное водоизмещение - 260 тонн, длина - 46,8 м, ширина - 13,5 м, осадка - 0,8-2,3 м, силовая установка - водометная, дизель-газотурбинная типа CODOG, две газовые турбины Rolls-Royce-Allison 571-KF9-16320 л.с., два вспомогательных дизеля MTU 6R183 TE92-12000 л.с., 2 водомета KaMeWa 80S2, 2 дизеля поддува подушки MTU 12V183 TE92 (по 985 л.с.), максимальная скорость хода - 57 узлов, запас хода - 800 миль, экипаж - 15 (21) человек.
Журнал "Зарубежное военное обозрение" № 11 / 2018
Комментариев нет:
Отправить комментарий