08/08/23

Опытная межконтинентальная баллистическая ракета 15П170 "Альбатрос" (СССР. 1987 - 1991 год).

Разработка комплекса велась НПО машиностроения (г.Реутово) по Постановлению Совмина СССР №173-45 от 9 февраля 1987 года. Главный конструктор - Герберт Ефремов. В 1991 году планировалось начать испытания комплекса, а в 1993 году предполагалось начать серийное производство МБР. Создание нового ракетного комплекса с возможностью преодоления многоэшелонной системы ПРО должно было стать асимметричным ответом на разработку в США системы ПРО по программе СОИ. Боевое оснащение комплекса - маневрирующие планирующие (крылатые) гиперзвуковые боевые блоки первого поколения, обладающие возможностью совершения маневра до 1000 км по азимуту при входе в атмосферу на высоте "линии Кармана" со скоростями порядка 5,8 - 7,5 км/с (17-22 М). В основе проекта «Альбатрос» лежали предложения по управляемому боевому блоку, способному совершать маневр уклонения от противоракеты - УББ должен был фиксировать старт противоракеты и совершать запрограммированный маневр уклонения. Проработки проекта УББ с такими возможностями велись в 1979-1980 годах - выполнялось проектирование системы автоматики подобного противоракетного маневра ...

Эскизный проект комплекса "Альбатрос" разработан к концу 1987 г. и вызвал критику Министерства обороны. Проектирование комплекса велось до начала 1989 г. Основные причины прекращения разработки: сомнительность сроков реализации проекта в т.ч. из-за проблематичности заложенных в проект технических решений. 

В июне 1989 г. на совещении в НПО машиностроения (г.Реутово) генеральный директор НПО Г.А.Ефремов выступил с предложением разработки комплекса "Альбатрос" в качестве универсального комплекса для РВСН - для шахтного и мобильного видов базирования. Это вызвало противодействие со стороны других разработчиков МБР - Московского Института Теплотехники (МИТ) и КБ "Южное" (г.Днепропетровск). 9 сентября 1989 г. в развитие Постановления совмина СССР от 9 февраля 1987 г. вышло Решение ВПК №323, которым предписывалось создание вместо комплекса «Альбатрос» двух новых ракетных комплексов - подвижного грунтового и стационарного шахтного на базе универсальной для обоих комплексов трехступенчатой твердотопливной ракеты, разработанной МИТ для подвижного грунтового комплекса «Тополь-2». Тема НИР получила название «Универсал» (ракета РТ-2ПМ2 / 8Ж65, позже - "Тополь-М"). Разработка ПГРК с новой ракетой велась МИТом, комплекс с базированием в ШПУ - КБ «Южное». Активная разработка комплекса "Альбатрос" в интересах РВСН была прекращена после заключения договора СНВ-1 в 1991 г., но испытания опытных образцов УББ были продолжены. По другим, неподтвержденным официально, данным прекращение работы по комплексу произошло после рассмотрения эскизного проекта Министерством обороны СССР и случилось в 1988-1989 г.г. В 1990-1992 г.г. были проведены летные испытания опытных образцов УББ комплекса «Альбатрос». Пуски производились с полигона Капустин Яр с использованием ракеты-носителя К65М-Р. Первый пуск был выполнен 28 февраля 1990 г. «без отделения» боевой нагрузки.

Позже, с использованием наработок по проекту "Альбатрос" НПО машиностроения начата разработка аэробаллистического гиперзвукового боевого оснащения (АГБО) "4202". 

Пусковое и наземное оборудование. Постановлением Совмина СССР №173-45 от 9 февраля 1987 г. предлагалась разработка комплекса в трех вариантах базирования - подвижный грунтовый, стационарный шахтный и перебазируемый шахтный. Пусковые установки ракеты должны были обладать повышенной стойкостью к поражающим факторам ядерного взрыва, а так же к воздействию лучевого и других видов оружия. 

 - ПГРК 

- ШПУ, стационарный вариант 

- ШПУ, перебазируемый вариант 

Ракета "Альбатрос".  Конструкция - трехступенчатая твердотопливная ракета с последовательным расположением ступеней. Основная цель разработки комплекса - создание МБР защищенной от поражающих факторов ядерных взрывов, лучевого и кинетического оружия. Соответственно, корпус ракеты должен был обладать повышенной стойкостью к указанным поражающим факторам. 

Система управления и наведение: система управления МБР автономная инерциальная. Разработка системы управления и наведения боевого оснащения велась НПО машиностроения (г.Реутово). Крылатый управляемый боевой блок (УББ) должен был выполнять программные противоракетные маневры по азимуту и высоте полета на высотах менее 300 км используя несколько случайных вариантов маневров уклонения. Так же предполагалось использование системы коррекции траектории полета УББ по радиоконтрастному эталону местности в районе цели. Использование экстремальной навигации по эталонным матрицам рельефа местности не предполагалось. К концу 1980-х решение с выделением и распознаванием контуров радиоконтрастных изображений было признано перспективным. Планировалось накопить статистику по применению данной технологии коррекции при испытаниях крыталой ракеты 3М25 "Метеорит", но этого не произошло.

Двигатели: 1-я, 2-я и 3-я ступени – РДТТ 

ТТХ комплекса "Альбатрос": Скорость максимальная УББ - 17-22 М. Высота полета максимальная - 250-300 км 

Боевое оснащение: - один или несколько (?) планирующих крылатых блоков (ПКБ) с ядерным зарядом. Блок по инерции совершает управляемый полет в атмосфере (планирует) и может выходить на цель с любого направления и в большом диапазоне высот.

В некоторых источниках указывается индекс управляемого боевого блока - 15Ф178. В то же время, известно, что УББ 15Ф178 не является крылатым УББ и разрабатывался для МБР Р-36М2. Согласно источнику, испытания первого управляемого боевого блока (вероятно, 15Ф178) проводились ракетами-носителями К65М-Р по трассе Капустин Яр - Сары-Шаган в 1985-1991 г.г. 

Модификации: 

- комплекс с МБР "Альбатрос" с крылатым УББ - базовый вариант с базовым вариантом боевого оснащения; 

- комплекс "Призыв" - совместно в ЦНИИМАШ НПО машиностроения в 1990-е годы вышло с инициативным предложением о разработке проекта спасательной ракетно-космической системы "Призыв". Предлагалось к 2000-2003 годам на базе МБР УР-100НУТТХ создать комплекс оказания помощи морским судам, которые терпят бедствие. Поезная нагрузка - специальные воздушно-космические спасательные летательные аппараты СЛА-1 и СЛА-2, которые могут нести различные спасательные средства. Время доставки аварийного комплекта терпящим дбедствие могло составить от 15 минут до 1,5 часов, точность посадки - 20-30 м, масса полезного груза - 420 кг и 2500 кг в зависимости от типа СЛА. Спасательный летательный аппарат СЛА-1 способен доставить до 90 спасательных плотов или аварийный комплект. Спасательный летательный аппарат СЛА-2 – может доставить аварийно-спасательное оборудование для судов (противопожарный модуль, водоотливной модуль и водолазный модуль); в другом варианте – дистанционно-пилотируемый летательный аппарат или робот-спасатель. Работы по проекту не вышли из стадии предварительной проработки.

Статус: СССР / Россия 

- 1991 г. - планируемый по Постановлению о разработке комплекса срок выхода МБР "Альбатрос" на испытания. 

В начале 1990-х годов работы над МБР «Альбатрос» и гиперзвуковыми блоками для неё, на фоне общего упадка ВПК в России и распада Советского Союза, были прекращены. Однако, в конце 1990-х годов с использованием задела по закрытой темы «Альбатроса» были начаты работы, приведшие в итоге к созданию «Тополя-М» и гиперзвуковых блоков для его модификаций (МБР «Ярс»), а также и для других ракет нового поколения — «Сармата» и «Булавы». Ракета УР-100НУТТХ комплекса «Призыв» со спасательным летательным аппаратом Наработки по маневрирующим боевым блокам системы типа «Альбатрос» пытались применить и в мирных технологиях. Так НПО Машиностроения совместно с ЦНИИМАШ предлагает к 2000-2003 годам создать на базе МБР УР-100НУТТХ ракетно-космический комплекс скорой помощи «Призыв» для оказания экстренной помощи морским судам терпящим бедствие в акватории мирового океана. В качестве полезной нагрузки на ракету предлагается устанавливать специальные воздушно-космические спасательные летательные аппараты СЛА-1 и СЛА-2. При этом оперативность доставки аварийного комплекта может составить от 15 минут до 1,5 часа, точность посадки +20-30 м, масса груза 420 и 2500 кг в зависимости от типа СЛА. Спасательный летательный аппарат СЛА-1 и СЛА-2 комплекса «Призыв» Спасательный летательный аппарат СЛА-1 способен доставить до 90 спасательных плотов или аварийный комплект. Спасательный летательный аппарат СЛА-2 – может доставить аварийно-спасательное оборудование для судов (противопожарный модуль, водоотливной модуль и водолазный модуль); в другом варианте – дистанционно-пилотируемый летательный аппарат или робот-спасатель. 

http://militaryrussia.ru/  ,  http://nevskii-bastion.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий