В некоторых источниках утверждается, что в целевую нагрузку ВВП-6 могли входить также дополнительный боекомплект, радиолокационная станция и приборы управления стрельбой. К сожалению, известное фото макета не позволяет понять, где и как могли размещаться все эти изделия – в первую очередь, дополнительные ракеты и РЛС. Можно предположить, что вертолет ВВП-6 действительно мог бы получить все необходимые устройства для превращения в полноценную зенитную батарею. В противном случае, РЛС обнаружения и управления, а также другие компоненты комплекса пришлось бы размещать на другой платформе. В итоге полноценная работоспособная зенитная батарея должна была состоять из нескольких ВВП-6 с разной аппаратурой и разными функциями. По известным данным, длина перспективного вертолета по фюзеляжу должна была достигать 49 м. Ширина с учетом ометаемых дисков винтов могла быть примерно вдвое меньше, ширина фюзеляжа – порядка 6 м. Расчетные весовые параметры вертолета неизвестны. В зависимости от модели применяемых ракет, готовый к применению боекомплект весил 13-14 т. Дополнительные ракеты В-750/755 могли увеличить общую массу полезной нагрузки едва ли не вдвое. Учитывая уровень весового совершенства вертолетов того времени, можно предположить, что максимальная взлетная масса ВВП-6 должна была выйти на уровень 45-50 т. Летно-технические характеристики неясны. Боевые качества вертолета ПВО по типу ВВП-6 должны были находиться в прямой зависимости от его летных характеристик и типа применяемых ракет. Скорость и дальность полета определяли возможные рубежи развертывания мобильных ЗРК. Вертолеты с ракетами могли бы в минимальное время прибывать на заданные позиции, выполнять посадку и осуществлять развертывание зенитных средств. В зависимости от типа установленных ракет и режима работы средств наведения, вертолет ВВП-6 мог поражать аэродинамические цели на дальностях до 20-25 или 40-45 км и высотах от 3 до 30 км. Для уничтожения цели использовалась осколочно-фугасная боевая часть массой 190 кг. Ракеты В-750 и В-755 оснащались радиокомандной системой управления. Таким образом, в кратчайшие сроки на пути авиации противника мог возникнуть зенитный заслон, построенный с применением самого современного ракетного комплекса С-75. После отражения налета и уничтожения авиации противника вертолеты ВВП-6 имели возможность взлететь и в минимальное время уйти с позиции, сокращая риски ответного удара.
Концепция вертолета противовоздушной обороны, вооруженного зенитными ракетами и оснащенного необходимыми приборами управления, могла представлять интерес для военных. Винтокрылая машина по типу ВВП-6 в теории давала армии особые возможности, а вместе с ними и преимущество перед вероятным противником. Главным преимуществом ВВП-6 оказывалась высокая мобильность. В этом отношении вертолет с ракетами наголову превосходил все существующие и перспективные ЗРК традиционного облика. Нетрудно представить, как быстро вертолет мог бы выйти на указанную позицию и насколько обогнать ЗРК С-75 на штатных машинах. По мобильности с вертолетом могли сравниться разве что истребители с ракетами «воздух-воздух», однако в этом случае речь шла и о других отличиях. Ценой разумного увеличения размеров и массы вертолета можно было получить существенный боекомплект, готовый к применению. Кроме того, имелись возможности для перевозки дополнительных ракет. Таким образом, по своим огневым качествам вертолетное звено в составе нескольких машин оказывалось заменой наземной зенитной батарее. Немаловажным преимуществом проекта ВВП-6 являлась унификация с существующим ЗРК по боеприпасам. Проект предусматривал применение ракет В-750 и В-755, использовавшихся многочисленными комплексами С-75. Таким образом, при строительстве и развертывании перспективного вертолетного комплекса не требовались разработка и выпуск специальных ракет под него. Впрочем, оригинальный проект имел целый ряд проблем разного рода. Главная – излишняя сложность. Предлагаемая машина отличалась большими размерами и массой, которые требовали использовать 6 винтомоторных групп с 24 двигателями – своеобразный рекорд среди проектов отечественной разработки. Проектирование подобной машины являлось крайне сложной задачей в техническом и технологическом отношении. Остается только гадать, как долго пришлось бы создавать технический проект, а затем строить, испытывать и доводить опытный вертолет. Имелись и проблемы тактического характера. Мобильный ЗРК на базе вертолета, отличаясь высокими боевыми качествами, обязательно станет приоритетной целью для противника. Авиация и артиллерия должны были принимать все необходимые меры для обнаружения и уничтожения ВВП-6 в полете или на позиции. При этом в подавлении вертолетной ПВО могли участвовать и зенитные средства противника. Плотная укладка ракет на фюзеляже вертолета ВВП-6 приводила к характерной проблеме. Она не позволяла использовать пусковые установки с большими углами горизонтальной наводки. Из-за этого могли возникать проблемы с предварительным наведением и захватом цели. Для поворота ракет на сравнительно большие углы требовался поворот всей машины – не самая простая операция, требующая взлета. Транспортировка части боекомплекта внутри фюзеляжа ставила перед конструкторами новую задачу. Требовалось оснастить вертолет некими встроенными средствами перегрузки ракет на пусковые установки. Таким образом, предложенный вертолет-носитель зенитных ракет ВВП-6 имел как характерные преимущества, так и существенные недостатки. Гипотетически он мог эффективно решать свои боевые задачи, но при этом оказывался крайне сложным. В результате оригинальный проект посчитали бесперспективным с точки зрения реального применения. ОКБ А.С. Яковлева не получило заказ на его дальнейшее развитие, и проект отправился в архив, где затерялся на несколько десятилетий. В дальнейшем к подобным идеям не возвращались. Появлению проектов зенитного вертолета не поспособствовал даже прогресс в сфере зенитных ракет, сокративший их габариты и массу. Из истории проекта специального тяжелого вертолета ВВП-6 можно сделать несколько выводов. Во-первых, она показывает, что на основе известных и хорошо освоенных решений и компонентов можно соорудить необычную концепцию для решения привычных задач. Кроме того, проект подтвердил, что зачастую получение выдающихся результатов связано с излишней сложностью. Вследствие этого от смелого технического предложения отказались как от бесперспективного. Впрочем, проект ВВП-6 достоин отдельного места в истории отечественной авиации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий