07/08/23

Истребитель-бомбардировщик HAL-24 Marut (Индия. 1967 год).

HAL («Hindustan Aeronautics Limited») HF-24 «Марут», что на санскрите означает «дух ветра», является истребителем-бомбардировщиком и представляет собой первый индийский боевой самолёт собственной разработки. Его создание началось в 1956 году группой немецких инженеров под руководством знаменитого Курта Танка, конструктора не менее знаменитой в своё время фирмы «Фокке-Вульф» ...
Проектное задание отличалось крайней амбициозностью. Планировалось создать современный истребитель на уровне лучших мировых образцов. При этом основные требования предусматривали достижение максимальной скорости, соответствовавшей числу М = 2, обеспечение крейсерского полета на сверхзвуковой скорости, потолка 18300 м, а также боевого радиуса 800 км. На вооружение должен был поступить всепогодный многоцелевой самолет, способный выполнять высотный сверхзвуковой перехват, вести маневренный воздушный бой и атаковать наземные цели с малых высот. В дальнейшем планировалось создать двухместную учебно-тренировочную модификацию, а также истребитель палубного базирования для авианосцев. При этом самолет должен был целиком создаваться и строиться в пределах Индии, быть дешевым, надежным, простым в производстве и эксплуатации. К сожалению, командование индийских ВВС как и руководство HAL переоценили свои силы и явно недооценили сложность поставленной задачи. Создание реактивной сверхзвуковой машины было сложной задачей. Опыт лицензионного производства помогал мало. Все-таки по лицензии строились уже отработанные конструкции, прошедшие полный цикл испытаний и эксплуатировавшиеся в Королевских ВВС. Теперь же немногочисленному персоналу HAL с первых шагов пришлось решать ряд сложных проблем. Например, всю инфраструктуру для конструирования и постройки опытных образцов будущего истребителя приходилось создавать в буквальном смысле на пустом месте - в Бангалоре отсутствовал даже приличный аэродром, не говоря уже об оборудовании для постройки опытных образцов. Об отсутствии комплекса необходимой контрольно-записывающей аппаратуры для проведения полномасштабных их наземных и летных испытаний даже говорить не приходится. И все-таки главной проблемой был кадровый дефицит. 
 
Индийское руководство выяснило, что находящийся в Аргентине известный немецкий авиаконструктор Курт Танк, создатель семейства истребителей "Фокке-Вульф", не слишком обременён делами и явно подыскивает поле для продолжения своей профессиональной деятельности. В результате после непродолжительных переговоров, по личному приглашению Джавахаилала Неру, он вместе с десятью немецкими инженерами прибыл в Бангалор в августе 1956 года. В дальнейшем, в ходе проектирования и постройки первого опытного образца, численность немецкого персонала в КБ возросла до 150 человек, и еще 31 немецкий специалист был привлечён к налаживанию серийного производства. Работы по проектированию нового самолета начались в июне 1957 года. Машина получила индекс HF-24 (Hindustan Fighter), что подчеркивало национальный характер проекта. Облик нового истребителя сформировался к весне 1958 года.
Самолет представлял собой цельнометаллический среднеплан классической схемы. Фюзеляж типа полумонокок состоял из трех частей. В передней части находился отсек бортового оборудования и герметичная кабина пилота, оснащенная катапультным креслом "Мартин-Бейкер S4C", теоретически обеспечивающим спасение пилота на нулевой высоте. Система наддува поддерживала постоянное давление 3,5 фунта на дюйм в диапазоне высот от 7 до 12 тыс. м. Фонарь каплевидной формы обеспечивал хороший обзор. В задней части фюзеляжа бок о бок были установлены два двигателя "Орфей". Хвостовое оперение состояло из киля и двух цельноповоротных стабилизаторов. В нижней части фюзеляжа устанавливались решётчатые аэродинамические тормоза. Треугольное крыло площадью 28 м², было оснащено всеми средствами механизации, включающими элероны, предкрылки и закрылки. Рули и механизация крыла приводились в действие гидравлической системой, но имелась и резервная - механическая. Шасси - классическое для реактивных машин - трехстоечной схемы с управляемым носовым колесом. Передняя стоика располагалась в носовой части, перед пушечным лафетом. Основные стойки убирались в центроплан. Силовая установка - два турбореактивных двигателя Бристоль "Орфей Мк.703" тягой по 2200 кг. Воздухозаборники - боковые с центральным регулируемым конусом, располагались в передней части фюзеляжа за пилотской кабиной. Топливная система общей емкостью 2962 литра, состояла из главного топливного бака, расположенной в центральной части фюзеляжа, расходного бака и двух крыльевых. Система вооружение складывалась из расположенных снизу в передней части фюзеляжа четырех 30-мм пушки "Аден", обладавших скорострельностью 1200 выстр./мин. с боекомплектом по 120 снарядов на ствол. Орудия были смонтированы на едином лафете, по типу "Хантера". За пилотской кабиной имелся просторный отсек, предназначенный под вторую кабину на "спарке". У одноместных вариантов там размещалась выдвижная пусковая установка, представлявшая собой контейнер с пакетом на 50 НУРСов "Матра" калибра 68 мм, установленных в десять рядов. Под плоскостями на каждый из четырёх универсальных пилонов можно было подвесить по 450 кг (1000 фунтов) полезной нагрузки. Первоначально это были ПТБ, свободнопадающие бомбы (по одной массой 454 или 227 кг), баки с напалмом и блоки НУРС, а позже и управляемые ракеты "воздух-воздух". Общий вес боевой нагрузки был определен в 1814 кг.
Слабость собственной производственной базы не позволила создать самолет с использованием только местных комплектующих. Практически все бортовое оборудование было импортным - большей частью британским. Имелись также американские, французские и шведские системы. Самолет был оснащен радиостанцией "Бендикс", 12-канальной системой УКВ-связи с двумя антеннами, расположенными в радиопрозрачных обтекателях в верхней части киля. Кроме того, имелся радиокомпас и система автоматического захода на посадку. Первоначально предполагалось оснастить самолет бортовой PЛС "Ферранти" и вооружить управляемыми ракетами, но этим планам не суждено было сбыться. Вместе с радаром пришлось отказаться и от системы автоматического управления полетом и перехвата воздушных целей.

Первый опытный самолёт поднялся в воздух 17 июня 1961 года. Первый серийный истребитель совершил полёт в ноябре 1967 года. Впервые в боевых действиях был применён в ходе индо-пакистанской войны 1971 года. Самолёт показал себя как достаточно эффективный и живучий : не было потеряно ни одного самолёта в воздушных боях, но четыре было потеряно от зенитного огня и два были уничтожены на земле. Состоял на вооружении ВВС Индии до 1985 года включительно. Всего было выпущено 147 экземпляров этой машины, включая 18 двухместных учебно-тренировочных с расположением кресел пилота и курсанта друг за другом, первый экземпляр которого полетел 30 апреля 1970 года. 

Новый самолет понравился строевым летчикам. Машина имела хорошие взлетно-посадочные характеристики. Пилотажные качества "Марута" были единодушно оценены как превосходные. Несмотря на небольшое по площади крыло, самолет обладал хорошей маневренностью. Он был приятен в полете, отлично управлялся и устойчиво вел себя на всех полетных режимах и во всем диапазоне скоростей, без проблем выполнял фигуры высшего пилотажа. Четкая реакция органов управления на действия пилота, лёгкость органов управления и отличный обзор из кабины были отмечены всеми. Самолет отличался большой прочностью конструкции, позволяя маневрировать с перегрузками в 10,5 единиц, но в эксплуатации перегрузку ограничили 8 единицами. Естественно, не обошлось без недостатков. Это прежде всего "врожденная болезнь" истребителя - недостаточная тяговооруженность. Отмечалась сильная вибрация лафета при стрельбе из пушек, после каждой практической стрельбы их приходилось регулировать и пристреливать заново. Хуже было другое - мощная отдача нарушала работу приборов, приводила к замыканиям электропроводки. В этом смысле на пользу пошло отсутствие сложного оборудования и бортовой PJIC. Несколько раз в полете самопроизвольно сбрасывался фонарь. Причина была та же - мощная отдача оружия. Ненадежно работали замки подкрыльевых узлов подвески. Случалось, что из-за несимметричного сброса нагрузки самолет терял устойчивость. 

Но в общем самолёт неплохо отслужил своё в индийских ВВС. На неоднократно возникавших предложениях о модернизации "Марута" и о разработке более современного "Марут-2" был поставлен крест в связи с закупками советской авиационной техники.

Тактико-технические характеристики : размах крыла - 9 м, общая длина - 15,87 м, площадь крыла - 28,5 м², общая высота - 3,6 м, вес пустого - 6150 кг, нормальный взлётный вес - 8950 кг, максимальный взлётный вес - 10910 кг, силовая установка - 2 ТРД тягой по 2200 кгс, максимальная скорость - 1134 км/ч, боевой радиус действия - 600 км, потолок - 13750 м, вооружение : 4 пушки 30-мм (боекомплект по 120 снарядов), убирающаяся в фюзеляж пусковая установка с 50-ю НАР французской фирмы «Matra» калибра 68 мм. А также бомбы, пусковые установки НАР калибра 68-мм и 105-мм, напалмовые баки на четырёх подкрыльевых узлах подвески общим весом до 1814 кг.

http://www.airwar.ru/ 

Комментариев нет:

Отправить комментарий