05/08/23

Проект стратегического разведчика-бомбардировщика Handley-Page HP.100 (Великобритания. 1956 - 1959 год).

Мало кому известно, что начиная с середины 1950-х годов Великобритания развивала проект тяжёлого сверхзвукового самолёта, который должен был выполнять функции стратегического разведчика и действовать, так сказать, на советском направлении, и помимо этого нести в себе возможность быть переоборудованным в бомбардировщик. По сути своей это был аналог американского самолёта SR-71 «Black Bird». Тем более, что на основе последнего также разрабатывалась бомбардировочная модификация RB-12, на которой вооружение размещалось в четырёхзарядной револьверной установке внутри фюзеляжа. Самолёт мог нести четыре свободнопадающие ядерные бомбы. Также была возможность вместо этого разместить на нём специальный авиационный вариант баллистической ракеты «Polaris» ...
Британский проект разрабатывала фирма Handley-Page и он получил индекс HP.100. Среди прорабатываемых вариантов самолёта наибольший приоритет получил вариант с дельтавидным крылом и переднерасположенным горизонтальным оперением, то есть так называемая схема «утка». По первоначальному заданию машина должна была совершать крейсерский полёт со скоростью 2,5 М (2950 км/ч) на высоте 19120 метров. Основные конструкционные материалы- специальная жаропрочная сталь и титан. Аэродинамический нагрев поверхности самолёта на таких скоростях составил бы от 230°С до 270°С. В самолёте должны были найти широкое применение так называемые слоистые конструкции. Шасси, приборы управления и трубопроводы размещались в охлаждаемых отсеках. Боевая дальность должна была составить 4000 миль, то есть около 7400 километров. Общее проектирование должно было быть закончено в декабре 1956 года, исследование в аэродинамической трубе- в июле 1957года, а первый полёт по расчётам должен был состояться в середине 1959 года. В серию самолёт предполагали запустить к последнем квартале 1964 года. Хотя изначально предполагалось использовать самолёт, как стратегический разведчик, в 1957 году было добавлено требование, исходя из которого самолёт мог бы быть использован как бомбардировщик с вооружением из свободнопадающих ядерных бомб или аэробаллистических ракет. Широкая колея шасси позволяла разместить боевую нагрузку под фюзеляжем. Также исследовалась возможность размещения ракеты над фюзеляжем. В варианте бомбардировщика с полезным грузом на внешней подвеске весом в 5443 кг, самолёт имел дальность 8800 км и скорость 2,5М на высоте 19812 метров. Машина имела чрезвычайно тонкое крыло с острыми передними кромками и развитыми предкрылками, а также прорабатывалась отклоняемая на взлёте и посадке носовая часть фюзеляжа, как это было сделано позже на самолётах «Конкорд» и Ту-144, а также опытном советском ударном самолёте Т-4 ОКБ Сухого.
По проекту машина должна была оснащаться двенадцатью двигателями RB.121, размещаемыми по шесть штук, в двух пакетах, на нижней поверхности крыла, с каждой стороны фюзеляжа. Была исследована компоновка с размещением килей на концах крыла, но в итоге она была отвергнута в пользу одного большого киля с традиционным расположением в хвостовой части.
На самолёте должна была устанавливаться поисково-разведывательная РЛС с двумя крупногабаритными антеннами (15,24 м) размещаемыми на боковой поверхности фюзеляжа, а также импульсно-доплеровская РЛС. Экипаж состоял из двух пилотов и двух операторов оборудования. Нормальный взлётный вес составлял около 93000 кг, нагрузка на крыло-400,3 кг/м², рабочий потолок-18837-24384 м, крейсерская скорость-1,76-2,5 М в разных вариантах, дальность полёта-7500 км без дозаправки и 11000 км с дозаправкой в воздухе. Дальность при полёте на сверхмалой высоте над уровнем моря сокращалась до 3890 км. На мой взгляд цифры выглядят слишком оптимистично, но взяты они из британских источников. Проект развития не получил и в итоге был построен лишь натурный макет самолёта.

Комментариев нет:

Отправить комментарий