26/09/23

Проект тяжёлого перехватчика Ту-148 (СССР. 1965 - 1972 год).

Работы над новым комплексом «148» (Ту-148) начались в 1965 году одновременно с началом работ над проектом «145» с крылом изменяемой стреловидности - дальним многорежимным бомбардировщиком-ракетоносцем, в дальнейшем ставшим серийным Ту-22М. Осенью 1965 года в ОКБ определили основные характеристики комплекса, его назначение и возможности модификации с учетом новой конфигурации самолёта-носителя. Применение крыла изменяемой стреловидности в сочетании с двумя ТРД ВД-19Р2 позволяло решить многие противоречия предлагаемых ранее однорежимных самолётов и значительно расширить возможности тактического применения ...
Ожидалось получить при максимальной стреловидности скорость при полетах на высотах 50-100 м - 1400 км/ч и на высотах 16000-18000 м - 2500 км/ч, практическую дальность на этой скорости - 2500 км, при полетах на высотах 50-500 м на скоростях 1400 км/ч - 570 км, на скорости 1000 км/ч - 1850 км. При стреловидности крыла, соответствующей крейсерскому полету на дозвуке, дальность составляла 4800 км. Дозаправка топливом в полете увеличивала дальность, в зависимости от режима полета, на 30-40%. Взлетно-посадочные характеристики, даже при увеличении взлетной массы Ту-148 до 55-60 т (у Ту-128 - 43 т), получались значительно лучше, чем у Ту-128 : длина разбега - 800 м и появлялась возможность эксплуатации с аэродромов третьего класса и с грунтовых ВПП (Ту-128 - 1350 м и второй класс, соответственно). Помимо функций дальнего истребителя-перехватчика Ту-148 мог, при соответствующем переоборудовании, использоваться для обнаружения и нарушения воздушных транспортных перевозок в оперативном тылу противника - «самолет-рейдер»; для обеспечения ПВО надводных кораблей на больших удалениях от баз; как носитель ракет класса «воздух-земля», в том числе и с пассивными ГСН для поражения наземных РЛС и самолетов ДРЛО; как разведчик радиотехнических средств; как высотный и маловысотный фоторазведчик; как тактический бомбардировщик - носитель атомных и обычных бомб, и наконец, вооруженный НУРСами и пушками штурмовик в зонах с относительно слабой ПВО сухопутных войск и против небольших кораблей. Таким образом, речь шла о создании многоцелевого самолёта.
Второй «изюминкой» проекта, кроме крыла изменяемой стреловидности, стало предложение использовать на Ту-148 комбинированную тепло- и радиолокационную систему управления оружием «Смерч-100», включавшую в себя РЛС квазинепрерывного излучения с диаметром антенны 2,0 м (фазированная антенная решетка), аппаратуру теплового (инфракрасного) обнаружения и сопровождения целей, сопряженную с РЛС, цифровую БЦВМ и радиолокационные антенны бокового обзора. Разработчики системы «Смерч-100» обещали обеспечить дальность обнаружения воздушных целей типа Ту-16 при атаке из передней полусферы до 300-350 км, дальность обнаружения при боковом поиске - до 600 км, дальность обнаружения целей тепло-пеленгатором на попутных курсах - до 100 км. Система «Смерч-100» должна была обеспечивать пуск и управление ракетами в режиме поиска с дальности 250 км при атаке из передней полусферы. По тем временам подобные характеристики были на грани фантастики и в случае успеха могли бы на долгие годы решить проблему создания дальнего авиационного комплекса перехвата. На первом этапе планировали оснастить его ракетами К-100 с комбинированной тепловой и радиолокационной ГСН и различными типами боевых частей с дальностью пуска 80 км. В дальнейшем, поскольку возможности системы «Смерч-100» это позволяли, имелась возможность перейти на ракеты «воздух-воздух» с большей дальностью. Система вооружения давала возможность осуществлять перехват и уничтожение целей, летящих на высотах от 50 м до 32000-35000 м со скоростями от 500 до 4000-4500 км/ч. Комплекс бортового оборудования включал систему траекторного управления; пилотажно-навигагационное оборудование, обеспечивающее автономную навигацию; бортовую единую автоматическую систему приема информации о различных типах целей, команд с пунктов наведения и передачи информации другим самолетам; систему низковысотного полета. Все вооружение и спецоборудование размещалось в фюзеляжном грузоотсеке. Многоцелевое использование Ту-148 предполагало в эксплуатации быструю трансформацию вариантов. Грузоотсек со сменными модулями предусматривал следующие варианты загрузки: четыре ракеты К-100; одна Х-22 или две Х-28, или четыре К-100П; аппаратура радиотехнической разведки «Булат», «Сабля» или «Вираж»; АФА типа «Алмаз», ПАФА и АФА-42/20 плюс дополнительный топливный бак или АФА-42/20, два АФА-54 и АФА-45; две тактические ядерные бомбы или контейнеры с НУРС, или с авиационными пушками с боекомплектом. В варианте дальнего барражирующего перехватчика комплекс Ту-148-100 мог обеспечить рубеж перехвата на дозвуке - 2150 км, на скорости 2500 км/ч - до 1000 км и на комбинированном режиме - до 1700 км; время барражирования на рубеже 1300 км до 2 часов, а на 500 км - до 4 часов. Это давало возможность надежно прикрыть сравнительно небольшими силами и средствами северные и восточные районы страны. В случае удачи проекта ПВО страны могла получить весьма эффективную систему.
Проект «148» (Ту-148) имел высшую степень насыщения суперсовременным оборудованием, и это было его самым слабым местом, учитывая уровень развития радиоэлектронной промышленности в СССР в 1960-е годы. При самых благоприятных условиях подобный комплекс реально мог появиться, как минимум, лет через десять. Что и подтвердилось на практике: значительно более простой и менее эффективный комплекс на основе системы «Заслон» увидел свет только в 1970-е годы. К тому же создание многоцелевой машины, способной выполнять функции перехватчика и фронтовой ударной машины, было не в русле основного направления развития советских ВВС. Их руководство, в отличие от американцев, всегда стремилось иметь на вооружении несколько узкоцелевых самолётов, а не многоцелевую боевую машину. В итоге проект Ту-148 не вызвал интереса у военных и не получил развития. Интерес к теме «148» оживился во второй половине 1960-х годов, когда начались работы над новой системой вооружения «Заслон» с ракетами К-33 (дальность обнаружения 110-115 км, дальность пуска - 80-90 км), по структуре близкой к системе «Смерч-100», но обладавшей значительно более скромными возможностями и, соответственно, более реальной. Решено было отказаться от идеи создания многоцелевого самолёта и полностью сосредоточиться на дальнем комплексе перехватa с тем оборудованием, которое могла дать наша промышленность. Работы по Ту-148 рассматривались теперь как дальнейшая модернизация Ту-128. Расширение боевых возможностей и повышение эффективности комплекса по сравнению с Ту-128С-4 достигалось за счет улучшения летных и тактико-технических характеристик, обеспечивавших снижение минимальной высоты полета перехватываемых целей с 8 км до 50 м, обеспечение перехвата маловысотных целей на фоне земли, перехват малоразмерных целей (ракет воздушного базирования «Хаунд Дог», SRAM, SCAD и SCAM), расширение диапазона скоростей перехватываемых целей в передней полусфере с 2000 км/ч до 3500 км/ч и в задней - с 1250 км/ч до 2300-2400 км/ч, увеличение высоты перехватываемых целей с 21000 м до 26000-28000 м, повышение помехозащищённости комплекса, обеспечение одновременной атаки двух целей, обеспечение групповых и расширение автономности одиночных боевых действий, увеличение дальности и продолжительности полёта, улучшение взлетно-посадочных и разгонных характеристик, дополнительная автоматизация основных этапов полета.
Модернизировать самолёт собирались путем замены двигателей АЛ-7Ф-2 более мощными РД-36-41, доработки фюзеляжа, переделки воздухозаборников и их каналов, установки нового крыла с изменяемой стреловидностью с предкрылками и двухщелевыми внутренними закрылками, усиления конструкции шасси и внедрения нового типа колес, введения электронно-интерцепторного управления и автомата устойчивости пути, внедрения системы траекторного управления и т.д. Предполагалось, что в модифицированном виде самолёт сможет эксплуатироваться с тех же аэродромов, что и Ту-128. Проект представили командованию авиации ПВО и он получил поддержку Главнокомандующего авиацией ПВО А.Н.Кадомцева. Полным ходом развернулось проектирование: подготовили полноразмерный макет Ту-148, его несколько раз осматривал заказчик. Но в мае 1968 года в авиационной катастрофе на одном из первых Е-155П Кадомцев разбился, а новое руководство авиации ПВО сделало ставку на модернизацию под систему «Заслон» серийного перехватчика МиГ-25П. Формально командование авиации ПВО от проекта Ту-148 еще какое-то время не отказываюсь: все-таки речь шла о контактах с крупнейшей и авторитетнейшей в стране авиационной фирмой и с её Генеральным конструктором А.Н.Туполевым, мнение и слово которого стоили многого. Но военные поступили по-другому: к самолёту выставили дополнительные требования, во многом идущие вразрез с основной концепцией комплекса (одним из таких требований стало значительное улучшение маневренных характеристик Ту-148 на небольших высотах). Андрей Николаевич лично и его ближайшие коллеги настойчиво пытались изменить отношение к Ту-148, безуспешно пытались «пробить» официальное постановление по комплексу и выделение средств на дальнейшее проектирование. Но все было тщетно, в начале 1970-х голов работы по комплексу пришлось окончательно свернуть.
Расчётные ТТХ : размах крыла - 25,6 РД36-41м, длина - 32,5 м, высота - 7,5 м, взлётный вес - 60000 кг, вес топлвиа - 21800 кг, силовая установка - два ТРД РД36-41 тягой по 16000 кгс, максимальная скорость - 2500 км/ч, радиус действия - 1656 км, потолок - 17000 м, экипаж - 2 человека, вооружение : четыре УР "воздух-воздух" Р-33.

Комментариев нет:

Отправить комментарий