В 1950-м году Калашников попробовал свои силы в создании автоматического пистолета под широко распространенный патрон 9х18 ПМ. Идея, которая касалась принятия на вооружение пистолета, позволяющего стрелять очередями, по прошествии нескольких десятилетий стала восприниматься как ошибочная, но тогда она была перспективной и заманчивой для конструкторов. После завершения Второй мировой войны за границей не прекращались работы по разработке новых пистолетов-пулеметов под патрон 9х19 мм. А в Советском Союзе автоматическое оружие под пистолетный патрон на непродолжительный период времени было незаслуженно забыто. Одновременно с этим вопрос вооружения стрелковым оружием экипажей танков и других боевых машин, а также расчетов САУ не мог быть решен ни с помощью автомата, созданного под промежуточный патрон, ни с помощью 9-мм пистолета Макарова. Автомат не устраивал военных из-за значительных габаритов, а пистолет Макарова в большинстве случаев не был достаточно эффективен. В конечном итоге советские танкисты, артиллеристы и летчики получили в свое распоряжение автоматический пистолет Стечкина, знаменитый АПС, к которому могла приставляться деревянная кобура-приклад. Пистолет Стечкина позволял вести огонь как одиночными выстрелами, так и очередями. Автоматический пистолет Калашникова (АПК) не составил для него серьезной конкуренции, не дойдя даже до стадии полигонных испытаний, так как Михаил Калашников в период разработки, испытаний и принятия на вооружения АПС был больше сконцентрирован на своей основной теме — автоматах и пулеметах ...
И все-таки автоматический пистолет Калашникова появился на свет, причем оружие было выполнено в нескольких вариантах, которые отличались друг от друга. Один из пистолетов Калашникова хранится сегодня в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге. В музее сохранился АПК с пластмассовой кобурой-прикладом от АПС. По всей видимости, этой кобурой пистолет был укомплектован непосредственно перед передачей его в петербургский музей, так как на момент создания «родной» для него была деревянная кобура. В целом же пистолет Калашникова был очень прост по устройству, пожалуй, даже слишком прост для автоматического оружия. Несмотря на тот факт, что пистолет Калашникова не принимал участия в полигонных испытаниях, внешний вид его подвижных частей свидетельствует о том, что ему довелось немало потрудиться в заводском тире. Автоматика пистолета Калашникова работала на принципе отдачи свободного затвора. Запирание осуществлялось массой затвора, подпираемого возвратной пружиной. При этом возвратная пружина одевалась на ствол и была практически в 2 раза короче пружины автоматического пистолета Стечкина. Экспериментальный автоматический пистолет Калашникова и его спусковой механизм обеспечивали стрелку возможность ведения как одиночного, так и непрерывного огня. Пистолет оснащался ударным механизмом куркового типа с поворотным курком. Спиральная боевая пружина действовала на курок через толкатель. Флажок предохранителя был одновременно переводчиком огня, он располагался на левой стороне затвора и обладал тремя положениями: автоматический огонь, одиночный огонь и непосредственно предохранитель. В позиции «предохранитель» он блокировал курок, затвор и спусковой крючок оружия. При постановке АПК на предохранитель происходил плавный спуск взведенного курка. В ударно-спусковом механизме (УСМ) пистолета Калашникова, в отличие от пистолета Стечкина, не было предусмотрено никаких специальных мер, предназначенных для замедления темпа стрельбы. Для упрощения конструкции пистолета и одновременно с этим повышения надежности работы самовзвод курка был исключен. Питание АПК патронами осуществлялось с двухрядного магазина, в котором патроны были расположены в шахматном порядке. Автоматический пистолет Калашникова, по аналогии с известной системой Маузер, обладал жесткой деревянной кобурой, которая могла использоваться в качестве приклада для более жесткой фиксации при ведении огня, особенно при стрельбе очередями.
Появление автоматического пистолета Калашникова было обусловлено не только необходимостью противопоставить что-либо пистолету Стечкина, но и желанием Михаила Тимофеевича попробовать свои силы в новом для себя направлении. Однако, как и следовало ожидать, решение задач по автоматно-пулеметной тематике требовало от оружейника предельного напряжения всех сил и на автоматический пистолет Калашникову просто не хватило ни энергии, ни времени. В итоге АПК, наряду с пистолетами-пулеметами, карабинами, снайперской винтовкой, стал одним из опытных образцов, которых накопилось в десятки раз больше, чем принятых на вооружение и снискавших всемирную известность автоматов и пулеметов. Внешний вид и конструкция экспериментального автоматического пистолета Калашникова даже для начала 1950-х годов были сдержанными, если не сказать спартанскими. Строгий облик пистолета, плавные черты и грани, отдаленно напоминающие АПС — это только случайность, которая, по мнению историков, ставит два этих советских автоматических пистолета в один ряд. Стоит отметить, что автоматикой и темой непрерывного огня Михаил Тимофеевич Калашников занимался достаточно плотно, но тема личного штурмового оружия, которая захватила умы многих гениальных конструкторов тех лет, для Калашникова была лишь стремлением освоить еще одно направление в своей работе. Несмотря на серьезную нехватку сил и времени, конструктору удалось снабдить автоматический пистолет едва ли не главным достоинством оружия собственного проектирования — отличной надежностью.
«Если сравнивать между собой два автоматических пистолета, то по темпу стрельбы, например, АПК выглядел даже чуть лучше, так как никаких конструктивных решений, направленных на намеренное снижение темпа стрельбы, в отличие от АПС, в пистолете Калашникова не было. Соответственно, в случае, когда стрельба велась очередями, АПК показывал себя не хуже АПС. По кучности автоматического огня оба пистолета шли «ноздря в ноздрю», — рассказывал в интервью телеканалу «Звезда» ветеран отечественных спецслужб Сергей Симонов. Судьба первого автоматического пистолета конструкции Калашникова сложилась не совсем удачно. В силу большой загрузки конструктору сложно было довести это свое детище до ума и в полной мере включится в состязание за создание лучшего пистолета для персональной защиты в армии, однако многие специалисты, знакомые с работами по теме АПК, считают, что если бы Михаилу Тимофеевичу хватило запала и времени на доработку этого проекта до идеального состоянии, то он смог бы навязать борьбу автоматическому пистолету Стечкина, который, безусловно, являлся прекрасным образцом стрелкового оружия.
ТТХ : патрон - 9х18ПМ, вес снаряжённый - 1,25 кг, вес в кобуре-прикладе - 1,7 кг, длина - 222 мм, длина с кобурой-приклдаом - 545 мм, длина ствола - 140 мм, высота - 150 мм, ширина - 34 мм, начальная скорость пули - 340 м/с, прицельная дальность - 200 м, ёмкость магазина - 18 патронов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий