28/09/23

Проект истребителя "Витязь-2000" (Россия. 1994 - 2000 год).

В 1994-2000 годах ОКБ "Мухамедов" провело собственные исследования по формированию облика самолета пятого поколения и выработки концептуальных требований к нему. В результате появился проект многофункционального боевого самолета "Витязь-2000", способного найти применение и в отечественных вооруженных силах, и в вооруженных силах потенциальных партнеров и инвесторов проекта в странах ближнего и дальнего зарубежья. В противовес американской программе JSF, "Витязь" был рассчитан на поставки в страны СНГ, Центральной Азии, Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона ...
"Витязь-2000" отличается принципиально новой аэродинамической компоновкой "интеграл", позволяющей совершать устойчивый управляемый полет на сверхбольших углах атаки. Президент ОКБ, кандидат технических наук Фатидин Мухамедов, отметил, что фирма занимается исследованием аэродинамической схемы "интеграл" с 1985 года. Многочисленные продувки разнообразных моделей в аэродинамических трубах показали перспективность применения схемы "интеграл" на самолетах различных классов. Одной из первых проработок был самолет сверхбольшой вместимости "Евразия-700", модель которого демонстрировалась на авиасалоне в Ле Бурже в 1993 году. В 1994 году на аэродинамическую компоновку "интеграл" был получен первый патент. А еще через год ТОО "Евразия" (ОКБ "Мухамедов") на авиавыставке в Дубае представила проработку перспективного боевого самолета, использующего схему "интеграл". Разрабатываемый самолет представляет собой новую концепцию многофункционального истребителя, имеющего уникальные характеристики сверхманёвренности и управляемости на больших 60° и сверхбольших углах атаки 90°, высокие возможности непосредственного управления подъемной силы с мощностью до 0,4 подьемной силы крыла и существенные преимущества на ВПХ, длина разбега и пробега , примерно 200 м, что практически уже соизмеримы с ВПХ боевых СВВП типа AV-8A Harrier и истребителя поколения 5, F-35 Вместе с тем сверхзвуковые характеристики самолета находятся на уровне , близким к характеристикам самолетов других схем.
Аэродинамические характеристики самолета подтвержденны продувками моделей в ЦАГИ и в СИБНИА в 1985-2000гг и собственными исследованиями по формированию облика самолета совместно с ГосНии АС и ЦНИИ-30 ВВС России. Аэродинамическая схема самолета зашищена патентом Р.Ф на изобретение № 2166462 с приоритетом от 17.01.2000 г. На закритических углах срыв потока имеет симметричный характер, вследствие чего такое крыло имеет естественные противоштопорные свойства. Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным крылом сложной формы в плане с развитым дискообразным центропланом и поворотными (по углу атаки) трапецевидными поворотными консолями, двухкилевым вертикальным оперением и боковыми воздухозаборниками.
На самолете предусматривается однодвигательная силовая установка с управляемым вектором тяги в продольном и поперечном каналах, а так же прорабатывается вопрос использования реверса тяги. Проект Витязь-2000 основан на использовании аэродинамической схемы Мухамедова, которая представляет собой комбинацию наплыва, круглого крыла, консолей, горизонтального и вертикального оперения, позволяющей совершать устойчивый управляемый полет на сверхбольших углах атаки. Следует обратить внимание на то, что максимальная несущая способность диска, как известно, приходится на углы атаки около 45°÷60°, где у обычных крыльев наблюдается “провал” подъемной силы, который в данной аэродинамической схеме отсутствует.
Вихревые системы наплывов и диска обеспечивают плавное, без резких изменений протекание зависимостей коэффициентов подъемной силы и продольного момента по углу атаки, компенсируя возникновение срыва потока с консолей. С ростом углов атаки возрастает вклад центроплана, что совместно с поворотными носками позволяет увеличить критический угол атаки и иметь плавный характер уменьшения коэффициента подъемной силы вплоть до угла атаки 50-60 градусов. Максимальное значение коэффициента подъемной силы компоновки (при неотклоненных рулях и механизации) равно Су max = 1,9, что соответствует современному уровню для компоновок с тонкими крыльями небольшого удлинения. Максимальная несущая способность самолета соответствует углу атаки около 40°. Идеология обеспечения эффективной атаки наземной цели с маловысотного скоростного полета на самолете "Витязь-2000" состоит в использовании разделения траекторного и углового движения самолета за счет поворотных консолей крыла. Это дает возможность выполнять эффективные атаки наземных (надводных) целей с низковысотного скоростного полета. В полете на высоте 300 метров и скорости 850 км/ч, при условии, что цель обнаруживается на удалении 3 км, а в процессе атаки самолет не опускается ниже 100 м, обычный самолет практически не имеет возможности эффективно атаковать цель. Время возможного огневого контакта оказывается меньше 1 секунды, а минимальная дистанция ведения огня составляет около 1,5 км. "Витязь-2000" при тех же исходных условиях может вести огонь по цели в течение 5 секунд, с более выгодного ракурса и до минимальной дистанции 600 м.
Расчётные ТТХ : взлётный вес нормальный - 15600 кг, взлётный вес максимальный - 20000 кг, максимальный внутренний запас топлива - 6500 кг, нормальный внутренний запас топлива - 3600 кг, максимальный вес боевой нагрузки - 4640 кг, нормальный вес боевой нагрузки (4 УР Р-77 И 2 УР Р-73 во внутреннем отсеке + 180 патронов для пушки) - 1092 кг, силовая установка - один ТРДД АЛ-41Ф взлётной тягой 17900 кгс, максимальная скорость - 2500 км/ч на высоте и 1600 км/ч у земли, боевая дальность : 2000 км по высотному (14000 м) профилю и 1050 км при полёте у земли, потолок - 21000 м, экипаж - 1 человек. 

P.S. На основе этого проекта в Иране долгое время разрабатывался меньший по размерам, но аналогичный по схеме проект «Shafag» .

Комментариев нет:

Отправить комментарий