04/09/23

Проект истребителя-бомбардировщика Су-37 (СССР. конец 1980-х годов).

В конце 1980-х годов ОКБ им.П.О.Сухого разрабатывает проект нового многоцелевого боевого самолета 4-поколения Су-37. Основное назначение Су-37 – истребитель-бомбардировщик, способный наносить удары по наземным целям днем и ночью, в любых метеоусловиях, вести оборонительный воздушный бой далеко за линией фронта. Он предназначен также для действий в качестве перехватчика и разведчика. Его высокая боевая эффективность обеспечивается совершенно новым комплектом РЭО и вооружения, а также новым подходом к обеспечению летных характеристик самолета и его живучести ...
По заявлению главного конструктора самолета В.Бабака, это был "самолет для действий с грунтовых аэродромов, обладающий хорошей маневренностью вблизи земли и уменьшенной радиолокационной заметностью".Испытания масштабных моделей самолета, проведенные в аэродинамических трубах, позволили оценить компоновку планера. Были также испытаны некоторые системы самолета, включая его радиолокатор, двигатель, а также программное обеспечение бортовых вычислителей. Радиолокатор может осуществлять сопровождение целей как в воздушных боях, так и при действиях по наземным объектам.Разработка комплекса радиоэлектронного оборудования Су-37 обеспечивала преодоление отставания Советского Союза в этой области от развитых стран Запада.Высокий уровень ЛТХ Су-37 является основой обеспечения эффективности и живучести самолета Значительный вес боевой нагрузки, короткие взлетная и посадочная дистанции возможность базирования на поврежденных ВПП, а также высокой маневренностью делают Су-37 весьма эффективным ударным самолетом.Поперечное сечение фюзеляжа и крыло самолета Су-37 были оптимизированы для действий на малых высотах. Максимальная скорость на малой высоте оценивается в 1500 км/ч. Дальность и крейсерская скорость полета к цели на малой высоте должны быть больше, чем у советских истребителей четвертого поколения, стоящих на вооружении. Малый удельный расход топлива обеспечивает самолету большой радиус действия без дозаправки в полете, хотя возможность последней предусмотрена. Расчетный боевой радиус самолета с боевой нагрузкой 3000 кг - 1500 км.Расчетная скорость захода на посадку 250-260 км/ч, а скорость в момент касания оценивается в 220 км/ч.Основной версией Су-37 для ВВС СССР должен был стать ударный самолет для замены штурмовика Су-25. При возросшем на 40% взлетном весе ударный вариант Су-37 мог нести на 88% большую боевую нагрузку, чем заменяемый самолет. Но так как Су-25 все еще отвечал своему назначению, а СССР уже тогда испытывал значительные трудности, то такая замена ожидалась только через 5-8 лет.ОКБ им.П.О.Сухого не получило ассигнований на создание опытного образца самолета Су-37 из-за ограничений в государственном бюджете. Поэтому главным направлением стало продвижение проекта на международном рынке. Предлагалось вести разработку проекта Су-37 в кооперации со странами с менее развитой авиапромышленностью. Это позволило бы партнерам сравнительно недорого получить многоцелевой либо специализированный (на базе Су-37) самолет в соответствии со своими потребностями.По мнению В.Бабака, "спрос на подобные самолеты растет, особенно с учетом низкого расхода топлива, который мы рассчитываем обеспечить установкой высокоэкономичного двигателя и хорошей аэродинамикой".Программа создания Су-37 как бы предвосхитила американскую программу JSF.
Основным назначением Су-37 являлось поражение сильно защищенных наземных целей. Для выполнения этой задачи самолет вооружался широкой номенклатурой оружия "воздух-поверхность". Общая масса боевой нагрузки, размещаемой на 18 точках наружной по вески, составляла 8,5 т. Одновременно Су-37 должен был обеспечивать выполнение и истребительных задач, причем как в ближнем маневренном, так и в дальнем ракетном бою. Это должно было обеспечиваться включением в состав вооружения, помимо УР "воздух-воздух" малой дальности и встроенной пушки еще и УР "воздух-воздух" средней дальности. Довольно близким к JSF смотрелся Су-37 и по своим летно-техническим характеристикам. Оба самолета должны были обладать сверхзвуковой скоростью полета, но с умеренной величиной числа М (1,6 для JSF и 1,8 для Су-37) и без выполнения сверхзвукового крейсерского полета. Оба самолета имели нормальную взлетную массу менее 20 т (около 17 т для JSF и около 18 т для Су-37) и снабжались одним двигателем. При боевой нагрузке около 4 т расчетный радиус действия обоих самолетов превышал 1000 км.Единственное принципиальное отличие обоих самолетов в части их технического облика связано с обеспечением непоражаемости самолета в боевых условиях. Если у JSF высокая непоражаемость должна обеспечиваться за счет комплексного применения технологии "стелс", то у Су-37 этот вопрос решался за счет высокой боевой живучести всего самолета. Масса средств обеспечения боевой живучести составляла около 1,3 т (более 7% нормальной взлетной массы самолета).Принятая выше характеристика Су-37 как самолета JSF, реализованного в рамках технологий боевой авиации 4-го поколения, обусловлена идентичностью не только функционального "лица" самолетов. Идентичность Су-37 и JSF просматривается также и в общей технологии разработки самолетов, в особенностях самих программ создания этих самолетов.Если не считать обязательных для того времени процедур (подготовка Постановления ЦК КПСС и Правительства СССР), программы разработки самолетов JSF и Су-37 едины "по духу".
Также как и создание самолета JSF, разработка Су-37 была коммерциализованна и с самого начала ориентировалась не только на внутренние потребности государства, но и на потребности внешнего рынка.Широкий маркетинговый анализ, проведенный разработчиками, показал, что потенциальными покупателями Су-37 на внешнем рынке могут быть 24 страны мира. К моменту принятия решения о постройке опытного самолета объем предварительных заказов от других стран составил 1000 единиц. (Это величина того же порядка, что и экспортная программа поставок JSF в 2000 единиц, принятая в качестве условия для перехода к полномасштабной разработке самолета). Одни только ВВС Китая дали предварительную заявку на 180 самолетов.Заинтересованность иностранных заказчиков в разрабатываемом самолете была лучшим показателем перспективности разрабатываемого проекта. Этой заинтересованности способствовали не только уникальные характеристики функционального "лица" самолета, но и предполагаемая сравнительно низкая стоимость Су-37 на рынке. По предварительным оценкам, цена самолета не должна была превышать 30 млн. долл. (И это еще одна величина того же порядка, что и у самолета JSF, цена которого в варианте самолета ВВС должна составлять 28 млн. долл).Решение о реализации проекта было принято в 1990 г. Вся необходимая для постройки документация ушла на серийный завод. Уверенность, что "процесс пошел" послужила основанием для более широкого и открытого рекламирования разработки самолета, для чего была использована проходившая в 1991 г. международная авиационная выставка в Дубае. Здесь была представлена уменьшенная модель этого однодвигательного истребителя.Начало было столь обнадеживающим, что даже события августа 1991 года не были восприняты первоначально как имеющие отношение к делу. Однако последствия этих событий - распад СССР, ликвидация Минавиапрома, прекращение финансирования работ и все другое сделали свое. Разработка Су-37 не только была приостановлена, но и забыта.
Конструкция. Самолет Су-37 выполнен по аэродинамической схеме «утка» с треугольным крылом с изломом по передней кромке и близко расположенным к нему передним горизонтальным оперением. Выбранная аэродинамическая схема близка к применяемой на современных европейских истребителях ("Рафаль", "Еврофайтер", "Гриппен"). В аэродинамической компоновке самолета чувствуется заметное влияние его предшественника - перехватчика Су-27, выражающееся в сильной интеграции средней части фюзеляжа с развитым крылом.Максимальная взлетная масса самолета 25000 кг, в том числа 8000 кг боевой нагрузки. Планер рассчитан на эксплуатационные перегрузки +9/-3, маневрировать с дозвуковой скоростью самолет сможет с перегрузкой 8.ПГО имеет управляемые поверхности, которые могут отклоняться на углы +10/-70 град. Крыло снабжено элевонами и предкрылками.Многое в конструкции самолета выполнено для повышения его живучести. Прежде всего это касается снижения хвостовой ИК сигнатуры уровня шума и частичного использования технологии стелс. Наличие оборонительных систем оружия и применение новых технологии в конструкции усиливает активную защиту, затрудняя противнику обнаружение самолета.С целью усиления пассивной защиты истребителя кабина пилота бронирована так же как и жизненно важные узлы конструкции планера двигателя топливной системы. Баки защищены полиуретановым пенистым пластиком предотвращающим взрыв и горение топлива при попадании снаряда. Общий вес пассивной защиты превышает 800 кг. Возможность хранения истребителя на небольших площадках (размах сложенного крыла 8,1 м) и использование грунтовых ВПП с прочностью покрытия 7-8 кг/см2 также значительно увеличивают живучесть истребителя в боевых условиях.
Системы и оборудование. Самолет оснащен электродистанционным управлением.В составе пилотажно-навигационного комплекса Су-37 имеется новая РЛС, которая даже в условиях жесткой радиоэлектронной борьбы обеспечивает : 
 
• режим облета препятствии на малых высотах с трансзвуковой скоростью, 
• штурмовку наземных и надводных целей, 
• слежение одновременно за 10 целями, 
• обнаружение сопровождение и уничтожение низколетящих целей на всех скоростях полета а также неподвижных целен в том числе неподвижно висящего вертолета который трудно обнаружить. 
 
Оптикоэлектронная система обеспечивает применение самолета в любое время суток и запуск ракет с телевизионной и лазерной системами наведении включая ПТУР.Многоканальная инфракрасная система (подобно западной системе FLIR) расположена в контейнере и обеспечивает применение ракет с ИК управлением на расстоянии от 10 до 15 км.В контейнерах также размещается аппаратура для фото, ИК и ТВ разведки. Силовая установка. Истребитель Су-37 должен был оснащаться двигателем ОКБ им.Туманского/"Союз" с тягой 18500 кгс на уровне поря. Рассматривался и вопрос об оснащении самолета двумя двигателями. Воздухозаборники располагаются под наплывами передней кромки крыла, заканчивающимися у носовой части фюзеляжа под кабиной экипажа. 

Вооружение. На 18 узлах внешней подвески новый советский самолет способен нести 8300 кг боевой нагрузки. Это больше, чем у известного американского штурмовика А-10. За исключением "Торнадо", ни один современный истребитель не имеет большей боевой нагрузки. Кроме 30 мм пушки самолет оснащен широкой номенклатурой вооружения, включающей: 

• УР класса воздух-поверхность и специальные противорадиолокационные ракеты,
• УР воздух воздух малой и средней дальности,
• ПТУР для борьбы с бронированными целями,
• НУР калибра 85-370 мм,
• свободнопадающие и управляемые бомбы калибром до 1500 кг,
• подвесные контейнеры с пушками калибра 30 мм.
Расчётные ТТХ :

Размах сложенного крыла, м-8,1
Площадь крыла, м2-ок.50
Взлетная масса, кг
нормальная-18000
максимальная-25000
Число двигателей-1
Двигатель-ТРДДФ "Союз"
Тяга двигателя, кгс форсаж-18500
Летные данные (расчетные)
Максимальная скорость:
на высоте-1,8М
у земли-1500 км/ч
Время разгона на высоте 1000м
с 600 до 1100 км/ч-14 с
с 600 до 1300 км/ч-21,2 с
Практический потолок, м-18000
Боевой радиус с нагрузкой 3000 кг, км-1500
Максимальная эксплуатационная перегрузка-9,0
Посадочная скорость-250-260 км/ч
Вооружение
Максимальный вес боевой нагрузки, кг-8300
Пушка-1 х 30 мм
УР "воздух-воздух"
УР "воздух-поверхность"
ПТУР
НУР калибра 85-370 мм
Свободнопадающие и управляемые бомбы калибра до 1500 кг

http://testpilot.ru 

Комментариев нет:

Отправить комментарий