08/09/23

Проект тяжёлого танка Т-39 (СССР.1933 год).

Не успел Т-35 поступить на вооружение, как уже 13 августа 1933 года, после устверждения измененной системы бронетанкового вооружения, приняли решение проектировать машину для его замены. Однако при этом оговаривалось, что пока новый танк не поступит в серию выпуск Т-35 прерывать не следует. В 1933 году, в Ленинграде на опытном заводе Спецмаштреста им. С.М. Кирова под руководством Н.В. Барыкова был разработан проект тяжёлого танка прорыва Т-39. При разработке учитывался опыт проектирования тяжёлых танков Т-35, ТГ-6, Т-42, а также материалы итальянской фирмы "Ансальдо". Ведущим инженером машины являлся П.Н. Сячентов. Было разработано 8 вариантов танка ...
Так, в начале 1933 г. по требованию штаба и УММ РККА, были выработаны новые требования к танку прорыва. Прежде всего предстояло усилить вооружение, поскольку мощности 76-мм танковой пушки явно недоставало для преодоления хорошо укрепленных оборонительных полос и долговременных укреплений. Вместо неё запланировали установить орудия намного большего калибра, вроде "пушки калибра 107-мм или тяжелой гаубицы калибра 152-мм", что доводило огневую мощь танка до уровня корпусной артиллерии. Этот шаг ещё привел и к значительному увеличению массы, которая на начальном этапе оформления ТТЗ составила 75 тонн. Однако предварительные расчеты показывали, что при противоснарядном бронировании с толщиной бронвых листов 15, 20, 25, 50, 75 мм, которое должно было выдерживать попадания снарядов дивизионной артиллерии, сделать это невозможно. В итоге масса танка выросла до 90 тонн, и это не было пределом.
Чтобы сдвинуть такую машину понадобилась бы очень мощная силовая установка - выход был найден путем установки авиационных двигателей М-34 мощностью 850 л.с. или Hispano-Suiza 18 мощностью 1150 л.с. По самым оптимистичным оценкам скорость танка в первом случае могла составить 24 км\ч, во втором - 33 км\ч, запас хода соответственно достигал 144 км и 194 км. В качестве подстраховочного варианта была поставлена задача построить и испытать паровой двигатель, приспособленный для установки на танк. Для этого даже успели выделить один серийный Т-35, но о его испытаниях информации не сохранилось. К июню 1933 г. были готовы первые шесть проектов, в которых предусматривалась возможность установки самого разнообразного вооружения в двух или четырёх башнях. Рассматривались варианты с орудиями 45, 76, 107 и 152-мм, а в качестве вспомогательного вооружения планировали использовать 4-6 пулеметов ДТ и 2-х огнеметов. На очередном правительственном заседании, прошедшем 10 июня 1933 г., были рассмотрены проекты тяжелых танков ТГ-6, Ansaldo и Т-39. Последний вызвал наибольший интерес, но по разным причинам, ни один из них военным не понравился. Впрочем, спустя всего несколько месяцев, группой инженеров под руководством С. Гинзбурга и Н. Барыкова было разработано ещё два варианта, получивших обозначения Т-39 7-го и 8-го проекта.
Оба танка были во многом похожи, если не считать схемы размещения вооружения - "восьмой" проект предусматривал установку в двух главных башнях трех (!) 107-мм и двух 45-мм пушек, в то время как "седьмой" обходился одной 152-мм и тремя 45-мм пушками. Ходовая часть и бронирование не имели отличий. Эти боевые машины понравились намного больше, что позволило довести работу до постройки макетов в масштабе 1:10, однако на этом пришлось остановиться. Рассмотрев оставшиеся проекты Т-39 правительственная комиссия пришла к неутешительным выводам. В декабре 1933 г. нарком обороны К.Ворошилов докладывал председателю СНК СССР следующее: "Представляя особо удачные варианты большого танка, прошу рассмотреть их на Комиссии Обороны и окончательно решить — нужна ли нам вообще такая боевая машина взамен достаточно мощного, на мой взгляд, танка особого назначения Т-35, который в состоянии выполнить большинство боевых задач. Производство опытного образца Т-39 потребует около 3 млн. рублей и не менее одного года".
Таким образом, дальнейшая судьба Т-39 была предрешена. В феврале 1934 году его вычеркнули из планов УММ РККА и Спецмаштреста, решив сконцентрироваться на серийном танке Т-35А.

Расчётные ТТХ : длина - 12,5 м, ширина - ширина - 3,6 м, высота - 4,3 м, клиренс - 400 мм, экипаж - 12 человек, боевой вес - 90 тонн, бронирование - 15-75 мм, мощность двигателя - 970 / 1150-1300 л.с., максимальная скорость - 24 / 33 км/ч, запас хода - 144-194 км, вооружение : 1) одна 152-мм гаубица, три 45-мм пушки, 4 7,62-мм пулемёта, огнемёт; 2) четыре 107-мм пушки, две 45-мм пушки, два 7,62-мм пулемёта.

Комментариев нет:

Отправить комментарий