06/09/23

Проект палубного истребителя УВВП Як-39 (СССР. 1979 - 1985 год).

Як-39—проект многоцелевого дозвукового палубного самолёта вертикального взлёта и посадки (СВВП), разрабатывавшийся в ОКБ Яковлева как дальнейшее развитие серийного штурмовика Як-38. Работы по проекту были прекращены в 1985 году, когда предпочтение было отдано более перспективному сверхзвуковому СВВП Як-41 ...
Летом 1979 года ОКБ Яковлева начало проектирование нового многоцелевого палубного самолёта ВВП, получившего индекс Як-39. Самолёт являлся развитием Як-38, но имел от него несколько важных отличий. В первую очередь это наличие многорежимной бортовой РЛС, которая давала возможность использовать управляемые ракеты «воздух — воздух» средней дальности и противокорабельные ракеты с радионаведением на конечном участке траектории. Установка РЛС потребовала полной переделки носовой части самолёта с установкой обтекателя большего размера. Кроме того были увеличены площадь крыла и объём внутренних топливных баков. 
 
Рассматривались разные варианты прицельного комплекса нового самолёта, в том числе Н019 (применялся на истребителе МиГ-29), «Шквал» (применялся на штурмовике Су-25Т и вертолёте Ка-50) и «Кайра» (применялся на истребителе-бомбардировщике МиГ-27). 
 
Официально разработка самолёта началась в 1981 году. Примечательно, что велась проработка одновременно трёх вариантов Як-39 с литерами «И» (истребитель), «Ш» (штурмовик) и «УТ» (учебно-тренировочный самолёт). В конструкторском бюро планировали построить четыре одноместных прототипа в 1984—1986 годах и один прототип Як-39УТ в 1987 году. Однако, в 1983 году было решено отказаться от учебно-тренировочной версии, так как для этой цели было вполне достаточно уже имевшегося Як-38У.
В качестве подъёмно-маршевого двигателя предполагалось использовать ТРД Р28В-300 («изделие 59»), который должен был устанавливаться также и на модернизированные штурмовики Як-38М. В 1983 году было предложено заменить его на перспективный Р30В-300, который совмещал в себе элементы Р28В-300 и ТРДДФ Р79В-300, разрабатываемого для сверхзвукового СВВП Як-41. Однако, это предложение было отклонено, так как Р30В-300 существовал лишь на бумаге, а Р28В-300 уже был готов к серийному производству. Было также решено модифицировать подъёмные двигатели добавлением поворотных сопел. 
 
В мае 1983 года было решено, что первый прототип Як-39 будет собран ко второму кварталу 1985 года, затем через полгода образец для статических испытаний и к четвёртому кварталу 1986 года второй прототип. Конструкторы предполагали, что новый самолёт сможет одинаково эффективно использоваться и как штурмовик, и как перехватчик. Однако, в 1985 году работы по проекту были прекращены и силы ОКБ сконцентрировались на более перспективном СВВП Як-41.
Расчётные ТТХ : экипаж - 1 человек, двигатели : один подъёмно-маршевый тягой 7100 кг и два подъёмных тягой по 4100 кг, боевой радиус действия : при разбеге 200 м и нагрузке 1000 кг - 450 км, при вертикальном взлёте и нагрузке 1000 кг - 200 км, максимальная скорость у земли - 900 км/ч. 

Источник : книга Ефима Гордона "Yakovlev Yak-36, Yak-38 & Yak-41: The Soviet "Jump Jets"

Комментариев нет:

Отправить комментарий