13/09/23

Проект тяжёлого танка AMX Tracteur С (Франция. 1940 год).

Долгий период застоя, поразивший в 1920-1930 годах французскую танковую промышленность, удалось прервать только перед самой войной. Это, впрочем, совершенно не означало, что теории использования танков Генеральным штабом французской армии ушли также далеко, как конструкторская мысль. Обладая таким титаническим сооружением, как линия Мажино командование сухопутными силами вплоть до мая 1940 года пребывало в абсолютной уверенности, что прорвать её будет невозможно. Того же они ожидали и от злейшего врага в лице Германии, у которой имелась линия Зигфрида. Именно для прорыва хорошо укреплённых оборонительных полос предназначались тяжелые танки с крупнокалиберными орудиями, которые в немецкой и британской терминологии назвались штурмовыми, а у французов – “танками-крепостями” (Char de forteresse) ...
Сильное впечатление, которые оставили после себя британские “ромбы” и ужасы окопной войны, сильно испортили разум французского верховного командования. В то время, как противники старались отказаться от использования многобашенных танков вроде Т-35 или Nb.Fz.VI, во Франции всё развивалось диаметрально противоположно. Конечно, можно возразить, что в СССР в то же время активно использовались трехбашенные Т-28, а на смену Т-35 готовились придти двухбашенные СМК и Т-100, но давайте не будем забывать, что уже в январе 1940 года АБТУ окончательно остановило свой выбор на танках с одной башней. В ноябре 1939 года французский Генштаб сформулировал технические требования к очередному “танку-крепости” способному преодолевать хорошо укреплённые линии обороны. Для этого, по мнению генералов старой закалки, требовалось оснастить танк двумя типами пушек для борьбы с различными видами целей. В этом плане просматривается аналогия с советскими “двухбашенниками”, однако остальные требования явно превышали разумные рамки и привели к появлению проектов таких “монстров”, как FCM F1 и AMX Tractuer C. Подобный заказ для фирмы АМХ не стал неожиданностью, хотя выполнение всех условий спецификаций даже на уровне проекта было трудновыполнимым заданием. Тем не менее, такой проект был создан и в скором времени представлен на суд армейского командования. Название “Tractuer C” танк получил в целях секретности. Конструкция этой машины не отличалась особой новизной. Корпус “Tractuer C” образца 1939 года по компоновке сильно напоминал “древний” Char 2С, изготовленный фирмой FCM намного ранее. В носовой части располагалось отделение управления, где размещались механик-водитель (слева) и радист (справа). В переднем боевом отделении находились места командира машины и заряжающего. За ними устанавливался двигатель и трансмиссия, а в кормовой части расположили малую орудийную башню и место заднего водителя. Наличие последнего являлось скорее пережитком 1-й мировой, чем преимуществом, так как обеспечить равноценное маневрирование передним и задним ходом в те годы не удавалось никому. Вооружение “танка-крепости” состояло из 105-мм орудия (вероятно Canone 105L mle1913) в главной башне с максимальным диаметром 2,35 м и 47-мм орудия SA35 в малой башне полусферической формы, которая находилась на корме с небольшим смещением вправо от центральной оси корпуса. Из-за большой массы вращение главной башни предполагалось осуществлять при помощи электромотора. Дополнительное вооружение состояло из четырех 7,5-мм пулеметов МАС31, размещенных по бортам в передней и задней частях корпуса. Бронирование танка было весьма внушительным. Корпус должен был иметь сварную конструкцию и собирался из бронелистов толщиной до 100-мм (лоб и борта). Вероятное бронирование главной башни находилось в этих же пределах, задней башни – порядка 60 мм. Ходовая часть явно тяготела к танкам минувшей войны. Применительно на один борт она состояла из 24 опорных катков малого диаметра, 13 поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса.
Размеры “Tractuer C” были соответствующие (длина по гусеницам – 9,375 м, ширина – 3 м, высота – 3,26 м), хотя и не сильно отличались от того же Т-35. Вес танка оценивался в 140 тонн. Чтобы нести столько огромный вес “Tractuer C” предполагалось оснастить электрической трансмиссией и двумя двигателями, правда, их тип и мощность так и остались неизвестными. Зато объём топливных баков оговаривался сразу – 1200 литров (!). Представленные в декабре 1939 года на конкурсной основе проекты FCM F1 и AMX Tractuer C вызвали большой интерес у армейского командования, но победителем был признан только первый из них. Возможно, военная комиссия посчитала его компоновку и размещение вооружения более рациональным, но главным козырем фирмы FCM стал полноразмерный деревянный макет танка. Проиграв первый тур борьбы за право производства штурмового танка АМХ совершенно не собиралась сдаваться. Уже в январе 1940 года был представлен значительно переработанный проект, который сейчас принято называть AMX “Tractuer C” 1940. Корпус претерпел значительные изменения – как и ранее, его конструкция была сварной и собиралась из броневых листов толщиной до 100 мм, но компоновка была абсолютно новой. Отказавшись от кормовой башни, как от пережитка прошлого, французские инженеры перенесли её в носовую часть, что предопределило некоторое сходство с проектом FCM F1, а также с советскими танками СМК и Т-100. Двигатель и топливные баки были перенесены в кормовую часть корпуса. В средней находилось боевое отделение, на крыше которого устанавливалась главная башня типа ARL8 с 90-мм орудием. В малой башне, которая находилась впереди, чуть правее места водителя, сохранялась 47-мм пушка SA35. Четыре 7,5-мм пулемёта МАС1931 по бортам корпуса сохранялись. Из-за проведенных доработок несколько увеличилась длина танка, что повлекло за собой доработки в ходовой части. Теперь на каждый борт приходилось 26 опорных катков. Габаритные размеры “Tractuer C” проекта 1940 года были следующими: длина – 10 м, ширина – 3,03 м, высота – 3,70 м.
До реализации Char de forteresse фирмы АМХ дело не дошло, хотя определённые предпосылки всё же были. Армеская комиссия, видимо в целях подстраховки, разрешила FCM, ARL и АМХ построить по одному опытному образцу для проведения сранвтельных испытаний - танки надлежало сдать к лету 1940 года. Параллельно, в январе 1940 года, фирма Schneider получила заказ на четыре башни для прототипов сверхтяжелых танков. При этом было заявлено, что башни будут строиться только под установку 105-мм орудий. Однако очень скоро стало ясно, что АМХ не способна предоставить прототип "Tracteur C" в столь сжатые сроки, и её проект так и остался на бумаге. 

Расчётные ТТХ : длина - 9375 мм, ширина - 3000 мм, высота - 3260 мм, вооружение : 1 пушка 105 мм, 1 пушка 47 мм, 4 пулемёта 7,5 мм, бронирование : лоб и борта корпуса - 100 мм, главная башня - 100 мм, кормовая башня - 60 мм, силовая установка - 2 карбюраторных двигателя, трансмиссия-электрическая, скорость-20 км/ч.

Комментариев нет:

Отправить комментарий