27/09/23

Опытный учебно-боевой самолёт ATG-IAI "Javelin" (США-Израиль. 2005 год).

30 сентября 2005 года произошло событие, которое, безусловно, заставит задуматься многих связанных с авиацией людей. В аэропорту Центениал, шт. Колорадо, свой первый полет выполнил прототип учебно-тренировочного самолета Javelin AJT (Advanced Jet Trainer), созданный американской компанией Aviation Technology Group, Inc. (ATG) в кооперации с израильской Israel Aircraft Industries (IAI). Машина резко отличается от традиционных представлений о перспективных УТС, прежде всего, феноменально малой максимальной взлетной массой - не более 2900 кг, что, к примеру, в 2,3 раза (!) меньше, чем у Як-130 в аналогичном варианте. При этом "Джэвэлин" является двухдвигательным самолетом с полным электронным "фаршем" и позволяет (как утверждается) эффективно готовить пилотов как истребителей 5-го поколения, так и гражданских лайнеров ...
В 2004 году американская фирма «Aviation Technology Group» (ATG) и израильский концерн «Israel Aircraft Industries» (IAI) объявили о соглашении по совместной разработке и производству семейства лёгких двухместных учебно-тренировочных самолётов ATG Javelin. Самолёты для начальной подготовки Javelin Mk.20 и продвинутого обучения Javelin Mk.30 были созданы на базе гражданского варианта Javelin Mk.10, разработанного и выпускающегося ATG (Эта фирма была основана в 2000 году в Инглвуде (Колорадо) специально для создания этой машины). Для военных целей был разработан проект одноместного истребителя ПВО объектовой обороны, вооруженного ракетами «воздух-воздух» Sidewinder или Stinger, и развивающего максимальную скорость М=1,6, получивший индекс ATG Javelin Mk.40. Также на базе этого самолёта разрабатывался проект беспилотного боевого самолёта Javelin Mk.50. Рассуждения, положенные в основу новой концепции УТС, выглядят убедительно. Они основаны на том неоспоримом факте, что большинство эксплуатируемых ныне УТС имеют возраст от 25 до 40 лет и отражают эпоху, когда истребитель гораздо труднее было пилотировать, чем применять его бортовое оружие. Однако с тех пор многое изменилось. Информационное поле, окружающее пилота современного истребителя, который действует в условиях интенсивного воздушно-наземного сражения, до предела усложнено. Необходимость воспринимать и анализировать огромные потоки информации ложится на него тяжелым бременем. Поэтому подготовка военных летчиков во всем мире претерпевает фундаментальные изменения, направленные, прежде всего, на обучение методам анализа множества данных, поступающих в реальном масштабе времени, и быстрого принятия верных решений в условиях сильнейшего стресса. Образно говоря, в XXI веке военного летчика нужно обучать не столько умению "держаться за ручку" (в пилотировании ему помогут электронные системы), сколько тактическому мышлению. И поэтому главным качеством учебного самолета перестает быть его схожесть с боевым в смысле приемов и навыков пилотирования, а становится схожесть в смысле создаваемого вокруг пилота информационного поля. Отсюда вывод: главное в перспективном УТС - его компьютеры и заложенные в них программы, моделирующие воздушно-наземную тактическую обстановку, работу систем, которых реально на борту УТС нет, но которые есть на истребителе, применение оружия и т.д. При этом собственно самолет утрачивает былое значение и превращается всего лишь в платформу для размещения электроники. А так как последняя становится все миниатюрнее, то и самолет можно сделать поменьше и подешевле на радость парламентариям, безжалостно сокращающим расходы на закупку военной техники.
"Джэвэлин" - это пример именно такой платформы, который со временем станет классическим. Он не может нести вооружения. Расчетная эксплуатационная перегрузка при половинном запасе топлива не превышает 7g. Скорость полета - дозвуковая (хотя в принципе "сверхзвук" предусмотрен, если заказчик потребует). Размеры - меньше некуда: длина 10,9 м, размах крыла 7 м, высота 3,1 м. Зато - два двухконтурных двигателя Williams International FJ33-4-17M, оборудованных электронной системой управления с полной ответственностью. В бортовую электронику "зашито" множество сценариев возможных боевых столкновений, имитация работы оружия и систем самообороны, возможности планирования боевых вылетов и анализа действий пилотов. Как заявляют представители ATG, все это позволит с успехом применять их детище не только для первоначальной и основной, но и повышенной подготовки военных пилотов, которые затем без проблем смогут переходить на Су-30, Rafale или Eurofighter. Очень интересной особенностью программы Javelin является разработка, помимо военных версий самолета Мк-20 и Мк-30, отличающихся запасом топлива, еще и гражданского варианта Мк-10. Эта машина преподносится как самолет общего назначения, который можно использовать не только для тренировочных полетов, но и в качестве воздушного такси и даже легкого "бизнес джета". Согласитесь, это нечто действительно новенькое. Чтобы без ограничений летать по гражданским воздушным трассам, самолет планируется оснастить богатым комплектом оборудования, подобного применяемому на пассажирских лайнерах. Включая системы для полетов с сокращенными интервалами вертикального эшелонирования, предупреждения столкновений в воздухе и с землей и даже вычислительную систему самолетовождения, по функциям аналогичную устанавливаемой на самолетах Ан-148 или, скажем, А380. Читая такие заявления разработчиков, остается только удивляться, как это все можно установить на самолет со взлетной массой менее 3 тонн? Но что вызывает действительно уважение - так это намерение сертифицировать гражданский "Джэвэлин" по нормам FAR-23. Завершение сертификации и поставки первых УТС коммерческим эксплуатантам были запланированы на конец 2007 г.
В отличие от Javelin Mk.20, Javelin Mk.30 оснащен более мощными двигателями, катапультными креслами, расширенным набором радиоэлектронного оборудования (включая индикатор на лобовом стекле) и встроенной имитационной системой. Прототип Javelin Mk.10 совершил первый полет 30 сентября 2005 года в Инглвуде, а появление этого скоростного самолёта на гражданском рынке было запланировано на конец 2008 года. Цена одной машины должна была составлять 2,995 млн долларов. В декабре 2007 года работы по программе были заморожены, поскольку ATG не удалось изыскать 200 млн долларов, необходимых для продолжения разработки и сертификации самолёта.
Как заявляют представители ATG, все это позволит с успехом применять их детище не только для первоначальной и основной, но и повышенной подготовки военных пилотов, которые затем без проблем смогут переходить на Су-30, Rafale или Eurofighter. По конструкции ATG Javelin напоминает истребитель с прочным и лёгким планером, выполненным с широким применением композиционных материалов. Члены экипажа располагаются тандемно под двухсекционным фонарем кабины. Самолёт имеет низкорасположенное свободнонесущее крыло со стреловидной передней кромкой, два подфюзеляжных гребня, стреловидное горизонтальное оперение и два киля, наклоненных на 20° наружу. Шасси трехстоечное, с носовой опорой и гидравлическим приводом. Двигатели установлены за кабиной, воздух к ним поступает через боковые воздухозаборники. Плоские выхлопные сопла размещаются между килями. Самолёт ATG Javelin был смелой попыткой гражданской фирмы создать практически сверхзвуковой учебный самолёт. Изготовлен был единственный зкземпляр машины, ныне находящийся на приколе из-за прекращения финансирования программы. 

Варианты :

- Javelin Mk.5: базовый гражданский вариант
- Javelin Mk.10: усовершенствованный гражданский вариант
- Javelin Mk.20: проект базового учебно-тренировочного самолета
- Javelin Mk.30: проект усовершенствованного учебно-тренировочного самолета
- Javelin Mk.40: проект одноместного истребителя ПВО объектовой обороны, вооруженного ракетами «воздух-воздух» Sidewinder или Stinger, и развивающего максимальную скорость М=1,6
- Javelin Mk.50: проект беспилотного боевого самолета

ТТХ : экипаж - 2 человека, длина - 11,125 м, размах крыла - 7,09 м, высота - 3,2 м, вес пустого - 1950 кг, вес топлива - 850 кг, вес взлётный - 2900 кг, силовая установка - 2 ДТРД Williams FJ33-4-17M тягой по 775 кгс, максимальная скорость - 975 км/ч, потолок - 13715 м, скороподъёмность - 3901 м/мин.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий