01/09/23

Оружие массового поражения ЮАР. Оценка СВР России.

В области ядерного оружия. Южно-Африканская Республика не обладает ядерным оружием. Можно, однако, с определенностью утверждать, что ЮАР располагает как научно-технической, так и промышленной базой для его изготовления. Ядерная программа ЮАР прошла полный цикл, необходимый для создания ядерного взрывного устройства. В августе 1988 года ЮАР официально признала наличие военной ядерной программы. ЮАР проводила активные работы в области ядерного оружия с начала 1970-х годов ...
В стране была создана промышленная база по обогащению урана. В г. Валиндаба на опытной установке нарабатывался высокообогащенный уран. За время ее эксплуатации страна могла произвести количество оружейного урана, достаточное для изготовления нескольких десятков ядерных взрывных устройств. Первое ядерное взрывное устройство пушечного типа на основе урана было создано в ЮАР к 1980-м годам. Позднее проводились работы над боеприпасами более совершенной конструкции, в том числе даже над термоядерными. Эксперты полагают, что страна располагает практическими возможностями для создания взрывного устройства такого типа. В 1970-х годах в пустыне Калахари был построен испытательный полигон с шахтой глубиной 300 метров. В течение более 10 лет полигон находился в законсервированном состоянии, однако в 1988 году в районе полигона возобновилась активность, связанная, возможно, с подготовкой к испытаниям более совершенного ядерного взрывного устройства, которое могло быть изготовлено или в ЮАР, или в какой-то другой стране. В 1988 году в ЮАР была завершена программа создания газовых центрифуг для обогащения урана.В настоящее время на полигоне не наблюдается значительной активности.В 1991 году ЮАР присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве неядерного государства. К настоящему времени у ЮАР имеется соглашение с МАГАТЭ о полных гарантиях.После присоединения к Договору о нераспространении ядерного оружия ЮАР признала, что у нее имеется значительное количество ядерных материалов, в том числе и запасы оружейного урана. Государственные органы ЮАР оказывали активное содействие инспекторам МАГАТЭ при проведении инспекций, в том числе на обогатительном заводе в г. Валиндаба, который ранее был объявлен закрытым. Инспекторам были продемонстрированы газовые центрифуги для обогащения урана. Вместе с тем им не было разрешено провести обследование законсервированной шахты в пустыне Калахари. В этой связи назначение и использование шахты до настоящего времени остается под вопросом. Кроме того, некоторые эксперты сомневаются в том, что ЮАР предъявила МАГАТЭ все запасы ядерных материалов. В частности, остаются сомнения по поводу ядерных материалов, которые находились в виде ядерных взрывных устройств или боеприпасов. В связи с прекращением военной программы ЮАР возникает озабоченность, связанная с возможной "утечкой" кадров специалистов и ученых, занятых в этой программе, в "пороговые" и "околопороговые" страны. 

В области химического оружия. Данных о создании в ЮАР химического оружия не имеется. ЮАР подписала Женевский протокол в 1930 году, однако до настоящего времени не сняла оговорок по поводу ответного применения химического оружия. Страна обладает химической промышленностью с развитой инфраструктурой, которая способна практически без иностранного участия обеспечить промышленное производство большинства современных типов отравляющих веществ. 

В области биологического оружия. ЮАР присоединилась к Конвенции о запрещении биологического оружия в 1975 году. В области ракетной техники Южно-Африканская Республика располагает значительным потенциалом в области ракетной технологии и производства ракет. Характерно, что, несмотря на приватизацию многих предприятий ВПК, ракетная промышленность страны осталась государственной.Основа ракетостроения ЮАР была создана в тесном сотрудничестве с Израилем, в частности с фирмой Israel Aircraft Industries. За достаточно короткий срок в кооперации с израильтянами достигнута способность создавать ракетные системы среднего радиуса действия. Зафиксирован факт проведения испытательных пусков таких ракет. Основные объекты ракетной отрасли базируются в районе Кейптауна. Имеется мощный испытательный ракетный полигон Оверберг. Спад в использовании полигона, наблюдающийся в последнее время, вынуждает южноафриканцев, во-первых, сокращать обслуживающий персонал, а во-вторых, искать новых партнеров, что, естественно, чревато угрозой утечки кадров и технологий. В рамках осуществления как ядерной, так и ракетной программ южноафриканской стороной была создана сеть секретных торговых организаций по закупке технологий "двойного назначения", материалов и оборудования за рубежом. Наиболее характерной из них является Gamma System Associates. Цели и задачи, методы работы этих добывающих организаций во многом похожи на те, которые используют аналогичные организации в Ираке, Пакистане, Иране и ряде других стран. Сотрудничал ли Израиль с ЮАР в обеспечении работы этих организаций, установлено не было. Оценка имеющихся фактов свидетельствует о том, что этими организациями регулярно добывались в США, ФРГ и других западных странах перспективные технологии "двойного назначения". Как позитивный фактор следует отметить, что государственная политика ЮАР предусматривает ограничения на распространение ракет и ракетных технологий за пределами страны. 

http://svr.gov.ru

Биологическое и химическое оружие ЮАР.

В октябре 1998 года был опубликован отчёт Комиссии правды и примирения, в котором содержалась и глава о проекте «Побережье» — секретной правительственной программе по созданию химического и биологического оружия в 1980-е и 1990-е годы. Проект был запущен в 1983 году для производства снаряжения оборонительного характера (в том числе противогазов, масок и костюмов химической защиты). Впервые сведения о проекте «Побережье» стали достоянием общественности в 1986 году, когда тяжело больной сержант спецназа ЮАР Виктор де Фонсека проговорился о тайных операциях своего подразделения, после чего был отравлен. Показания некоторых сотрудников проекта подтвердили, что программа вышла далеко за рамки оборонительных целей, несмотря на ярые официальные заявления об обратном. 

Также просочились свидетельства, что в рамках проекта производились большие партии (тонны) наркотиков и психоделиков, а также миорелаксантов (вызывающих расслабление мышц — идеальное орудие убийства, замаскированного под «внезапную остановку сердца»), возбудителей холеры, чумы, сибирской язвы и сальмонеллёза. Более того, химическое и биологическое оружие применялось для умерщвления противников апартеида — причём не только в ЮАР и оккупированной ей Намибии, но и на территории Мозамбика, Свазиленда, Анголы, Западной Европы и США. В секретной лаборатории Роодеплат разработали специальные отравленные майки, пропитанные параоксоном и вызывавшие тромбоз. Они предназначались в основном для активистов студенческого движения, но жертвой отравленной одежды чуть не стал видный борец против режима апартеида протестантский священник Фрэнк Чикане, которого спасли американские врачи. Глава тайной лаборатории Дан Гоосен в своих показаниях перед Комиссией правды и примирения сообщил, что эксперименты проекта «Побережье» даже предусматривали создание генетически модифицированного вируса, смертельного для чернокожих, но безопасного для белых. 

https://ru.wikipedia.org/ 

Комментариев нет:

Отправить комментарий