03/09/23

Средний танк Nahuel DL 43 (Аргентина.1944 год).

Как и многие другие страны Латинской Америки Аргентина долгое время полагалось на поставки техники из за рубежа. В довоенный период единственным танком аргентинской армии был Vickers M1934, поставки которых начались в 1937 году, а всего было заказано 160 машин. Вполне естественно, что британский танк, разработанный на основе концепций начала 1930-х годов, за это время уже успел устареть. Более современные танки TNHP чехословацкой разработки тогда получить не удалось, а рассчитывать на новые поставки из Европы не приходилось. Во время Второй Мировой войны аргентинское правительство поддерживало Германию, поэтому переправка техники из-за океана была очень проблематичным делом, а страны по антигитлеровской коалиции продавать оружие Аргентине отказались. В таких условиях было принято решение о начале разработки танка собственной конструкции. Опыта проектирования танков у инженеров Арсенала Эстебан де Лука (del Arsenal Esteban de Luca) конечно же не было. Разрабатывать машину с “чистого листа” не являлось оптимальным вариантом, так как это неизбежно влекло за собой многочисленные доработки и устранение “детских болезней”. Тогда, в качестве основы решили выбрать американский средний танк М4 “Sherman”. Многие западные историки утверждают, что М4 аргентинцы просто скопировали, упростив его конструкцию и подведя её по возможности свое промышленности, однако это не соответствует действительности. Разработка аргентинского танка под обозначением Nahuel (в переводе с языка индейцев - ягуар) DL 43 с 1943 года проводилась под руководством полковника Альфредо Баиси (Alfredo Baisi) ...
На самом деле от американской машины позаимствовали ходовую часть с шестью опорными катками на борт и специфической вертикальной подвеской. Необрезиненные катки группировались по два в тележки, к которым также крепились поддерживающие ролики. Расположение ведущих и направляющих колёс не изменилось, хотя их размеры заметно уменьшились по сравнению с М4. гусеница имела 76 траков.Корпус танка DL 43 был сварной конструкции и имел к американскому прототипу отдаленное отношение – скорее, он напоминал немецкий Pz.V “Panther” или советский Т-34. Верхний лобовой лист корпуса толщиной 80 мм устанавливался под углом наклона 65, нижний имел толщину 50 мм. Бортовые бронелисты также устанавливались под большим наклоном и имели толщину 55 мм. Компоновка корпуса была аналогичной М4: в передней части располагалось трансмиссия и отделение управления, в средней – боевое отделение, в кормовой – моторный отсек.
Башня была оснащена не менее мощным бронированием. Лобовой лист, как и у корпуса, выполнялся из 80-мм брони, борта – по 65 мм, кормовая часть – 50 мм, крыша – 20 мм. А вот вооружение аргентинского танка вряд ли можно было назвать сильным. Не имея возможности закупить современные танковые орудия калибром 75-88 мм аргентинские инженеры проектировали башню под установку 75-мм полевого орудия Krupp L/30 M1909, которое было разработано ещё до Первой Мировой войны. Несмотря на почтенный возраст эта пушка выпускала снаряд с начальной скоростью 510 м\с и обладала хорошим воздействием фугаса. Собственно, для Латинской Америки, где ничего мощнее у соперников просто не было, мощности “круппа” было вполне достаточно. Вспомогательное вооружение состояло из спаренного с пушкой 12,7-мм пулемета. Наблюдение за окружающей обстановкой осуществлялось при помощи смотровых приборов, установленных на верхних люках в носовой части корпуса. На крыше башни монтировался перископический видоискатель с 3-х кратным увеличением, который вращался независимо от башни. На танке устанавливался бензиновый 12-цилиндровый двигатель Lorraine-Dietrich мощностью 500 л.с., который выпускался в Аргентине по лицензии на предприятии FMA.
Для постройки прототипа и дальнейшего производства привлекли значительные промышленные мощности – в работе над комплектующими для танка принимало участие 80 фирм, как государственных, так и частных. В их числе были YPF, Ferrocarriles Argentinos (Аргентинские Железные дороги), лаборатория бронирования кораблей береговой обороны и моторная мастерская Fabrica Militar de Aviones. Перед сборкой опытного образца за 45 дней был построен полноразмерный макет DL 43. Уже на этом этапе стало ясно, что вписаться в расчетную массу не удастся и полный вес танка составит около 35 тонн.
В то время, как союзники высаживали десант в Нормандии в Буэнос-Айресе состоялся показ первых двух недостроенных прототипов DL 43 – это произошло 4 июня 1944 года. Впрочем, спустя всего два месяца, по улицам аргентинской столицы прошли уже 10 серийных машин. В процессе производства устаревшую пушку Krupp заменили на более мощную Bofors 75/34 M1935. Это орудие выпускала обычный 7,2-кг снаряд с начальной скоростью 625 м/с, 6,8-кг бронебойный – со скоростью 595 м/с. Спаренный пулемет сохранили, а в носовой части корпуса установили три дополнительных 7,65-мм пулеметов Madsen. Первоначально экипаж танка состоял из 5 человек и включал механика-водителя, командира, стрелка-радиста, заряжающего и пулеметчика. Впрочем, очень скоро выяснилось, что управлять тремя пулеметами очень сложно, а их эффективной невысока, в связи с чем экипаж зачастую сокращали до 4-х человек. Полная масса серийного танка DL 43 составила 36,1 тонну.
По данным из зарубежных источников было построено 16 танков, которые использовались в аргентинской армии более 20 лет. Крупносерийный выпуск DL 43 так и не был налажен - в конце 1940-х годов отношения с союзниками наладились и Великобритания согласилась продать Аргентине партию танков М4 "Sherman".
ТТХ : боевой вес - 36,1 т, экипаж - 4-5 человек, длина - 6,233 м, ширина - 2,33 м, высота - 2,952 м, бронирование : лоб корпуса и башни - 80 мм, борт корпуса - 55 мм, борт башни - 65 мм, корма башни - 50 мм, крыша - 20 мм, двигатель - FMA Lorraine-Dietrich 12EB карбюраторный, 12-цилиндровый, мощностью 500 л.с., скорость по шоссе - 40 км/ч, запас хода - 250 км, вооружение : 1 пушка 75-мм (80 снарядов), 1 пулемёт 12,7-мм (спаренный, 500 патронов), 3 пулемёта 7,65-мм (3100 патронов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий