07/09/23

Опытный автомат SIG AK-53 (Швейцария. 1953 год).

Экспериментальная автоматическая винтовка АК-53 (Automatische Karabiner, 1953) была разработана оружейным подразделением швейцарской компании SIG (Schweizerishe Industrie Gesellschaft) в начале 1950-х годов под руководством Рудольфа Амслера. Основной задачей, ставившейся при разработке этого, весьма своеобразного образца, было достижение оптимального темпа стрельбы очередями, порядка 300–400 выстрелов в минуту. Традиционные схемы автоматики при заданных размерах и массе ручного стрелкового оружия, как правило, обеспечивали темп стрельбы 600–800 выстрелов в минуту, а то и выше, что приводило к большому рассеиванию попаданий в очереди и неэффективному расходованию боеприпасов. Как правило, проблему снижения темпа стрельбы решалась и решается путем введения в ударно-спусковой механизм оружия специальных замедлителей, задерживающих очередной выстрел после завершения цикла перезарядки, однако швейцарцы решили пойти другим путем ...
Для уменьшения темпа стрельбы было решено удлинить во времени весь цикл перезарядки, для чего Амслер и сконструировал практически уникальную систему с подвижным вперед стволом и газоотводной автоматикой. Надо сказать, что невзирая на достигнутый низкий темп стрельбы – всего в 300 выстрелов в минуту, данное оружие имело целый ряд недостатков, вызванных использованием подвижного ствола. Во первых, подвижный ствол автоматически означает некоторое снижение кучности и точности стрельбы, а также и надежности в условиях загрязнения. Во вторых, возникает проблема надежности оружия в условиях перегрева ствола и его последующего термического расширения при интенсивной стрельбе. Ведь невзирая на невысокий темп стрельбы, ствол был полностью скрыт в закрытом кожухе, что затрудняло его охлаждение. В общем, это была несомненно интересная попытка повысить боевую эффективность автоматических винтовок под мощные патроны, но практически бесперспективная. Особого практического интереса АК-53 у потенциальных покупателей не вызвал, а уже к 1955 году тот же конструктор Амслер разработал новый образец автоматической винтовки, под более традиционную автоматику с неподвижным стволом и полусвободным затвором – АМ-55.
Основу АК-53 составляет весьма оригинальная схема автоматики, с газоотводным двигателем и подвижным вперед стволом. В этой конструкции газовый цилиндр расположен вокруг ствола, в его передней части, а газовый поршень имеет кольцевую форму и надет на ствол. В момент выстрела пороховые газы отводятся через поперечные отверстия из дульной части ствола внутрь газового цилиндра, толкая газовый поршень назад. При этом газовый поршень сжимает мощную пружину, расположенную между ним и неподвижным кожухом ствола. После прихода поршня в крайнее заднее положение он автоматически сцепляется с муфтой на стволе, при этом ствол и затвор расцепляются, и сжатая пружина увлекает газовый поршень вперед. Поршень, в свою очередь, двигает за собой вперед и ствол. Затвор в данной конструкции неподвижен, и стрелянная гильза удерживается на месте у зеркала затвора крюком экстрактора, пока ствол, двигаясь вперед, не «снимется» с нее полностью. После прихода ствола в крайнее переднее положение стреляная гильза автоматически выбрасывается из оружия, а из магазина к зеркалу затвора подается новый патрон. Одновременно с этим ствол автоматически расцепляется с газовым поршнем, и, под действием отдельной возвратной пружины, начинает движение назад, к затвору, как бы «наезжая» на новый патрон, зафиксированный на зеркале затвора. Газовый поршень при этом остается в крайнем переднем положении. После прихода ствола в крайнее заднее положение ствол автоматически сцепляется с затвором, и при ведении огня очередями происходит следующий выстрел. Огонь ведется при запертом стволе (с закрытого затвора). Рукоятка заряжания находится на левой стороне оружия, и, в отличие от традиционных систем, двигается при перезарядке вперед – назад, а не назад – вперед, так как связана с подвижным вперед стволом. При стрельбе рукоятка заряжания оставалась неподвижной.
Ствол был оснащен дульным тормозом для уменьшения отдачи, причем на разных прототипах конструкция дульного тормоза могла различаться. В остальном АК-53 имел довольно традиционную конструкцию с деревянной ложей с пистолетной рукояткой и открытыми прицельными приспособлениями. Питание осуществлялось из слегка изогнутых коробчатых отъемных магазинов емкостью в 30 патронов.
 
Тактико-технические характеристики AK-53 :

Калибр, мм 7,5×55 GP11
Длина, мм 1000
Длина ствола, мм 600
Вес с пустым магазином, кг 4,9
Емкость магазина, патронов 30
Темп стрельбы, выстрелов в минуту 300
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий