25/09/23

Подводная лодка " Surcouf " (Франция.1929 -1934 год).

«Сюркуф» сошел со стапелей в 1929 году. Он был задуман и спроектирован как рейдер, вооруженный орудиями самого крупного калибра, который разрешал Договор пяти держав, заключенный в ходе Вашингтонской конференции 1921-1922 годов по ограничению морских вооружений, тихоокеанским и дальневосточным вопросам. «Сюркуф» стал вершиной экспериментальных проектов послевоенного периода, стремившихся сочетать скрытность подводных лодок с огневой мощью надводных кораблей. Гигантская субмарина водоизмещением 2880 тонн в надводном и 4330 тонн в подводном положении обладала огромной грузоподъемностью, несла 22 торпеды и могла вести артиллерийский огонь в полупогруженном положении. Ее длина равнялась 110 метрам, дальность плавания - 12 тысяч миль. В 1934 году подводная лодка вступила в строй и была названа «Сюркуф» в честь легендарного французского пирата ...
Спущена на воду 18 октября 1929 года, введена в состав флота в мае 1934-го. Названа в честь знаменитого капера Робера Сюркуфа, была крупнейшей подводной лодкой в мире до постройки японских лодок I-400. Предназначалась для крейсерских действий на океанских коммуникациях, помимо торпедного вооружения, обычного для подлодок, была вооружена двумя 203-мм орудиями, несла гидросамолёт предназначенный для разведки и корректировки артогня. Погибла при до конца невыясненных обстоятельствах, предположительно 18 февраля 1942 года. Поскольку подписанный в 1922 году Вашингтонский договор наложил существенные ограничения на тоннаж и численность надводных кораблей, но не содержал никаких упоминаний о подводных лодках, почти все ведущие морские державы сделали попытку создать подводные лодки, способные выполнять роль крейсеров. В 1927 году во Франции была заложена серия из трёх крейсерских субмарин, первой и единственной достроенной лодкой в которой был «Сюркуф». Практически сразу после постройки лодки в силу вступил Лондонский морской договорограничивший главный артиллерийский калибр подлодок 155-мм орудиями. Специальной оговоркой в договоре для «Сюркуфа» было сделано исключение, но дальнейшее строительство лодок серии было невозможно.
Подводная лодка была вооружена восемью торпедными аппаратами калибра 500 мм и четырьмя калибра 400 мм. Для ведения надводного артиллерийского боя предназначались два морских орудия 203мм/50 образца 1924 года, в спаренной башенной установке. Калибр орудий соответствовал главному калибру тяжёлых крейсеров. Боекомплект орудия составлял 60 снарядов. Управление огнем осуществлялось с помощью механического вычислительного прибора и оптического дальномера с пятиметровой базой, обеспечивавшего замеры на дальности до 11 км. Для разведки и корректировки огня на дальних дистанциях лодка несла гидросамолёт Besson MB.411 в герметичном ангаре. На крыше ангара были установлены два 37-мм зенитных орудиях и четыре 13.2-мм пулемета. Эта подводная лодка, названная в честь знаменитого французского пирата обладала чрезвычайно мощным вооружением — на ней имелись два 203-мм орудия в башне, которые могли быть заряжены и наведены на цель при нахождении лодки на перископной глубине. В кормовой части ограждения рубки размещался герметичный ангар с разведывательным самолетом. Орудийная башня, рубка и палуба "Сюркуф" были защищены броней. Но, подобно подводным крейсерам других стран, "Сюркуф" не избежал ряда серьезных недостатков, и Франция больше не строила корабли такого типа.
"...Пожалуй, никто не мог с уверенностью сказать, - писал по этому поводу один из английских специалистов, - с какой целью она была построена. Правда, ее считали способной выйти победителем в артиллерийской дуэли с эсминцем того времени. Но если бы в лодку попал хоть один снаряд, она не могла бы уже погрузиться, и быстроходный эсминец, безусловно, взял бы над ней верх...". После разгрома Франции германскими вооруженными силами в июне 1940 года "Сюркуф" ушел из Бреста, где стоял на ремонте, и пришел в Плимут, где был захвачен англичанами. В начале 1942 г. "Сюркуф" базировался на Бермудских островах. 9 февраля на лодку поступил приказ следовать на Таити через Панамский канал, и 3 дня спустя она (с одним неисправным двигателем) под командованием капитана Луи Безона отошла от пирса. 18 февраля из порта Колон (при входе в Панамский канал со стороны Карибского моря) вышел союзный конвой, в состав которого входил военный транспорт "Томсон Лайкс". В тот же день в 22.30 по стандартному восточному времени транспорт столкнулся с незамеченным с него судном, получив при этом серьезные повреждения носовой оконечности. Спустя месяц в Нью-Орлеане (США) состоялось закрытое заседание комиссии по расследованию этого инцидента. Входивший в комиссию на правах наблюдателя английский морской офицер впоследствии докладывал своему командованию: "...Никто из свидетелей корабля, с которым произошло столкновение, не видел.
Примерно через минуту... под килем "Томаса Лайкса" раздался сильный взрыв. Обширные повреждения форштевня транспорта ниже ватерлинии дают основание полагать, что корабль, в который он врезался, был большого тоннажа и низко сидел в воде. Как корабли, следовавшие встречными маршрутами, они ("Томас Лайкс" и "Сюркуф") неизбежно должны были пройти на близком расстоянии друг от друга..." Комиссия не сделала однозначного вывода, что "Томас Лайкс" столкнулся именно с "Сюркуф". Она лишь констатировала, что транспорт столкнулся с "неопознанным судном неизвестной национальности, в результате чего это судно и его экипаж полностью погибли". Тем не менее, последующие исследования не ставили под сомнения тот факт, что погиб именно "Сюркуф". Стоит отметить, что хотя данный инцидент и можно отнести к разряду навигационных аварий, к летописи таких аварий в военное время следует относиться с большой осторожностью. Дело в том, что некоторые из столкновений подлодок с надводными кораблями могли и не быть такими авариями в полном смысле этого слова. Нельзя забывать, что военное время уже само по себе резко повышает нагрузку на судоводителей. Необходимость плавания без ходовых огней в темное время суток, применение на судах камуфляжной окраски, затрудняющей определение их истинных размеров и курсов, погашенные навигационные знаки, и многие другие причины подчас ставят капитанов и штурманов в положение ловцов черной кошки в темной комнате. Да еще и постоянно напряженные нервы, когда каждую минуту на тебя может обрушиться неожиданный удар с воздуха или из-под воды.
Поэтому вполне допустимо предположить, что капитан "Томаса Лайкса", неожиданно увидевший перед собой неизвестную подлодку, и не имевший оповещения о наличии в этом районе своих кораблей, посчитал необходимым утопить незнакомца таранным ударом, не слишком интересуясь его национальной принадлежностью. Что касается гибели подлодок в военное время конкретно от навигационных аварий, то история с "Сюркуф" показывает, что здесь далеко не все и не всегда может быть так просто и понятно. Спустя 40 лет после победы в западной печати появились сведения, заставившие по-новому взглянуть на эту страницу войны... В 1983 г. английский журнал "Sandy Taims Magazin" опубликовал большую статью, где приводилось немало новых подробностей. Оказывается, вскоре после прибытия "Сюркуф" в Англию поступила информация, что не исключена возможность возвращения лодки в распоряжение вишистского правительства. 3 июля англичане попытались захватить ее силой. В результате возникшей на борту перестрелки погибли и были ранены несколько англичан и один француз. После этого экипаж подлодки заменили почти полностью за счет французских военных и торговых моряков, ранее примкнувших к "Свободной Франции", а из офицерского состава остался Луи Брезон, которого через некоторое время назначили командиром. Однако, смена экипажа не оздоровила обстановку на борту. Английский офицер связи, прикомандированный к "Сюркуф", доносил своему руководству о "плачевном моральном состоянии экипажа" и высказал сомнение в компетентности командира.
21 ноября 1941 г. "Сюркуф" на маневрах у берегов США столкнулся с американской подлодкой, в результате чего образовалась течь в третьей и четвертой цистернах главного балласта. Спустя некоторое время на переходе из Галифакса в Сен-Пьер, Канада, "Сюркуф" попал в сильный шторм. Ударами волн у него помяло ограждение рубки, заклинило орудийную башню, повредило надстройку и подпалубные торпедные аппараты. В феврале 1942 г. у "Сюркуф", совершавшего переход из Галифакса на Бермуды вышел из строя один из главных дизелей. Все эти аварии, конечно, не способствовали морального состояния экипажа. Командующий ВМС Великобритании в районе Америки и Вест-Индии адмирал Чарлз Кеннеди-Пэрвис в своем сообщении адмиралтейству отмечал, что "дисциплина на "Сюркуф" неудовлетворительна, офицеры почти утратили контроль... В настоящее время лодка практически потеряла боевую ценность... По политическим соображениям, возможно, будет сочтено желательным оставить её в строю, но, с моей т>очки зрения, ее следовало бы направить в Великобританию и списать". Но это сообщение не было принято во внимание, и 9 февраля лодка вышла в свой последний поход. Что в действительности произошло на ее борту в открытом море - неизвестно. Английский радист, служивший в годы войны на Бермудских островах, много лет спустя рассказывал, что получил от шурина (находившегося на лодке в качестве радиста при английском офицере связи) радиограмму следующего содержания: "Я заперт в радиорубке. У меня револьвер. Позаботься о жене и детях". Руководитель ФБР легендарный Дж.Эдгар Гувер, пока работала следственная комиссия, направил управлению разведки ВМС США секретный меморандум. В нем он сообщал, что, по его сведениям, "Сюркуф" затонул у острова Мартиника 3 марта 1942 г, т.е. спустя почти 2 недели после столкновения "Томсон Лайкса" с неизвестным объектом.
В начале 1983 г. бывший капрал морской пехоты США, служивший в феврале 1942 г на крейсере "Саванна", заявил, что им было приказано встретиться около Мартиники с английским крейсером и потопить "Сюркуф". Последний, якобы, сделал попытку напасть на одно из судов союзников. Однако, добавил капрал, когда они прибыли на место, подлодка уже затонула. Сразу же после исчезновения "Сюркуф" представители "Свободной Франции" потребовали независимого расследования, затем участия в работе следственной комиссии, наконец разрешения на ознакомление с вахтенным журналом "Томсон Лайкса"... Во всем этом союзники им отказали. Так что же все-таки произошло с "Сюркуф"? Было ли причиной его гибели случайное столкновение, или его сознательно уничтожили союзники после подавления восстания, предпринятого экипажем с целью переметнуться на сторону Виши и "пересидеть" войну на "тихой" Мартинике? В то время остров находился в руках вишистов. Ответа на этот вопрос нет и по сей день.
Основные характеристики :

Скорость (надводная) 18,5 узлов
Скорость (подводная) 10 узлов
Рабочая глубина погружения 80 м
Автономность плавания 90 суток
Экипаж 8 офицеров, 110 матросов


Размеры :

Водоизмещение надводное 3 250 т
Водоизмещение подводное 4 304 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 110 м
Ширина корпуса наибольшая 9 м
Средняя осадка (по КВЛ) 7,25 м

Силовая установка :

2 дизеля по 7 400 л.с., • 2 электромотора по 3 400 л.с., два винта

Вооружение :

Артиллерия 2х203мм/50 орудия в спаренной установке
Торпедно-минное вооружение ТА : 8х550мм (14 торпед) и 4x400мм (8 торпед)
ПВО : 2 пушки 37-мм, 4 пулемёта калибра 13,2-мм
Авиация  : 1 гидросамолёт Besson MB.411

Комментариев нет:

Отправить комментарий