19/10/23

Опытный разведчик-штурмовик ДАР-10А Бекас / ДАР-10Ф Бекас-2 (Болгария. 1941 / 1945 год).

В 1938 году командование Воздушных Войск подготавливает задание по разработке дивизионного разведывательного и штурмового самолета на базе итальянского двигателя "Альфа-Ромео 126 RC 34". Задание передано самолетной фабрике "Български Капрони" в Казанлаке и спустя 6 месяцев, когда оттуда поступают чертежи и макет прототипа самолета КБ-1, задание вручается и Государственной аэропланной мастерской в Божуриште. Несмотря на короткий срок разработки, коллектив конструкторов под руководством инженера Лазарова создает замечательный самолет - ДАР-10. Макет в масштабе 1:10 испытывается в аэродинамической трубе Авиационного испытательного института в Варшаве ...
Испытания подтверждают правильность конструкторской идеи. Но строительство столь необходимой для ВВС машины задерживается в силу умышленно создаваемых бюрократической верхушкой препятствий. Инженер Цветан Лазаров - человек самостоятельных суждений, имеющий обыкновение выражать их открыто. Это, а также и то, что он, будучи студентом в Германии, участвовал в прогрессивных студенческих организациях, не приходится по вкусу находящимся у власти личностям, от которых в той или иной степени зависит решение проблем авиационной промышленности. Эти люди делают все возможное, чтобы взять на вооружение самолет КБ-11 "Фазан", выпущенный фабрикой "Български Капрони". Несмотря ни на что, в июле 1941 года прототип ДАР-10А построен, и испытан в полете. Результаты превосходят ожидания и расчеты. Самолет оказался отличным для своего класса. ДАР-10А - одномоторный, свободнонесущий моноплан с низко расположенным крылом и неубираемым шасси, целиком покрыт аэродинамическими обтекателями (лаптями). Экипаж находится в закрытой, хорошо остекленной кабине, обеспечивающей отличный обзор. Специальный люк открывается в задней части, через который наблюдатель может стрелять из пулемета, защищая хвостовую часть самолета. Линия самолета очищенная и приближает его по форме к истребителям. Крыло снабжено механизацией, которая улучшает его характеристики при взлете и посадке. На самолете имеется фотокамера "Лёшнер" с дистанционным управлением. Радиооборудование состоит из коротковолнового приемо-передатчика. Вооружение на ДАР-10А состоит из 20-миллиметровой синхронной пушки для стрельбы вперед, двух 7,92-миллиметровых пулеметов в крыльях и одного пулемета 7,92-миллиметрового для защиты хвостовой части. Предусмотрена и возможность для бомбардировки с горизонтального полета и при пикировании бомбами калибра 100 кг (4 шт.) и 250 кг (1 бомба под фюзеляжем). Самолет испытывает инж. Попганчев. Вместе с ним летел и конструктор инж. Цветан Лазаров. О качествах этой машины можно судить по краткому заключению видавшего виды летчика-испытателя: "Душка-самолет!"
В 1941 году проводится состязание между самолетом ДАР-10А и находящимся на вооружении в болгарской авиации истребителем AVIA B-534 "Доган". Штурмовик ДАР-10A побеждает истребитель. Несмотря на это, командование Воздушных Войск принимает на вооружение и заказывает серийное производство КБ-11 "Фазан", который уступает ДАР-10А. Инж. Лазаров не впадает в отчаяние, ведет борьбу, доказывая преимущества своего самолета. Между тем, ДАР-10А часто совершает полеты между гор. Ловеч и Божуриште, выполняя роль связного самолета. И вот летом 1942 года во время одного из таких перелетов случается непоправимое. Глохнет двигатель и самолет совершает вынужденную посадку близ села Карлуково на ограниченной по размерам площадке. Кроме того был туман. В конце площадки налетает на скалу и разрушается. Погибают пилот капитан Стефанов и находящийся на борту в наблюдательской кабине военный врач. Комиссия, проводящая расследование, приходит к выводу, что самолет остался без горючего. Вероятнее всего, отказал бензиномер, а в предшествовавшие катастрофе дни, как показало расследование, самолет не заправлялся ни в Божуриште, ни в гор. Ловеч. На базе ДАР-10А, но с использованием более мощного двигателя, инж. Лазаров разрабатывает и предлагает ВВС истребитель ДАР-11. Эта модель не принимается, и прототип не изготавливается, поскольку уже решено брать на вооружение новые серии Г-2 и Г-6 "Мессершмитта" Ме 109. Самолет ДАР-10А - последний разработанный и построенный в Государственной аэропланной мастерской - Божуриште болгарский самолет. Осенью 1941 года ДАР-Божуриште прекращает свое существование.

Размах крыла, м 12.20
Длина, м 9.54
Площадь крыла, кв.м 22.20
Масса, кг
пустого самолета 1843
нормальная взлетная 2570
Тип двигателя 1 ПД Alfa Romeo 126 RC34
Мощность, л.с. 1 х 780
Максимальная скорость , км/ч 410
Крейсерская скорость , км/ч 327
Практическая дальность, км 1170
Боевой радиус действия, км 300
Практический потолок, м 7250
Экипаж 2 человека
Вооружение: одна 20-мм пушка и три 7.92-мм пулемета и бомбовая нагрузка до 650 кг

 

В ответ "закулисным играм", преградивших путь к серийному производству "ДАР-10А", инж. Лазаров решает модернизировать самолет и сделать его по летным качествам и боевой мощи несравнимым с КБ-11 "Фазан". Некоторые авторы считают, что ДАР-10А и ДАР-10Ф - один и тот же самолет, оснащенный разными двигателями. В самом деле, для неопытного наблюдателя силуэты обоих самолетов как будто одинаковые. В действительности же оба самолета различаются в отношении аэродинамики, геометрии, механизации и вооружения.

В отличие от своего предшественника новый самолет имеет двигатель "Фиат А74 RC" - 14-цилиндровая двойная звезда с воздушным охлаждением. Это передает самолету более удлиненную форму, а его передней части - более обтекаемую форму. Под руководством авиаконструктора Йотова разработан обтекатель двигателя со створками и жалюзи для охлаждения. Прототипом кинематики этих устройств служат останки сбитого болгарскими истребителями В-17 "Летающая крепость", которые валяются на заводской свалке. В данном случае "Боинг" оказывает как бы косвенную помощь болгарскому самолетостроению. ДАР-10Ф (буква "Ф" означает двигатель "Фиат", в то время как буква "А" означает "Альфа-Ромео") - многоцелевой самолет. Он мог использоваться для близкой разведки, штурмовых действий, бомбардировки с горизонтального полета, бомбардировки при пикировании и как истребитель транспортных и связных самолетов противника. Конструктивно он свободнонесущий моноплан с низко расположенным крылом с механизацией для взлета и посадки и воздушными тормозами для снижения скорости при отвесной бомбардировке. Шасси - неубираемые, полностью закрытые аэродинамичными обтекателями. Кабина для экипажа - обширная, хорошо остекленная, полностью закрытая. Две секции остекления скользят по рельсам назад для доступа до мест экипажа. Последняя секция приподнимается вверх и позволяет вести огонь в задней полусфере из сдвоенного пулемета. Сиденье наблюдателя - передвижное по рельсам в обширном пространстве сзади пилота. С помощью фиксаторов сиденье можно застопорить там, где это необходимо. Крылья и хвостовые плоскости - деревянной конструкции. Обшиты фанерой, обклеены полотном и покрыты нитроцеллюлозным лаком. Корпус - сварная ферма из бесшовных труб из легированной стали. Обшивка - из дюралюминиевой жести и импрегнированного полотна, натянутого на профилирующие стрингеры и лонжероны. Шасси - с гидравлическими амортизационными стойками, шинами низкого давления и обтекателями. Хвостовой костыль - с резиновым колесом. На основном шасси установлены гидравлические тормоза. Вооружение ДАР-10Ф соответствует его предназначению. Под центральной частью корпуса предусмотрен бомбодержатель для одной бомбы в 250 кг. Под крыльями слева и справа - по два бомбодержателя для бомб по 50 кг. Под корпусом вместо 250-килограммовой бомбы может быть подвешена кассета с мелкокалибренными осколочными бомбами.
Сверху над двигателем монтированы две 20-мм синхронные пушки для стрельбы сквозь круг винта. В крыльях установлены два пулемета калибр 7,92-мм для стрельбы вдоль винтового круга. Того же калибра и сдвоенный пулемет наблюдателя для защиты хвоста. Специальный упор предохраняет хвост от простреливания при стрельбе назад. Сдвоенный пулемет расположен внутри корпуса и лишь при необходимости приводится в боевое положение: тем самым избегается нарушение аэродинамики кабины. Разработка ДАР-10Ф осуществлена тем же коллективом, который создал и ДАР-10А. Сначала работа продвигается быстро, но впоследствии ряд обстоятельств в военно-политической обстановке в стране оказывает сдерживающее воздействие. Затем приходит 9 сентября 1944 года и начинается Отечественная война. Перед ДСФ-Ловеч выдвигаются иные задачи. Вопреки всему в марте 1945 года самолет готов. Облет совершают инж. Попганчев и инж. Лазаров. Но ДАР-10Ф уже безнадежно устарел. Наступает эра реактивной авиации и самолет инж. Лазарова, хотя и удачный, оказывается неперспективным в качестве боевой машины. Спустя несколько лет, когда при Государственном политехническом институте в Софии создается кафедра по самолетостроению, возглавляемая профессором инженером Цветаном Лазаровым, самолет ДАР-10Ф перелетает в Софию, чтобы служить в качестве учебного пособия для студентов-самолетостроителей. В иностранных (преимущественно английских) изданиях встречается утверждение, что были выпущены малые серии самолетов ДАР-10А и ДАР-10Ф, которые вместе с "Юнкерсами" Ю-87 были ударной силой болгарской штурмовой авиации.
Размах крыла, м 12.65
Длина, м 9.84
Площадь крыла, кв.м 22.90
Масса, кг
пустого самолета 2030
нормальная взлетная 2900
Тип двигателя 1 ПД Fiat A74RC38
Мощность, л.с. 1 х 960
Максимальная скорость , км/ч 454
Крейсерская скорость , км/ч 365
Практическая дальность, км 1400
Боевой радиус действия, км 500
Практический потолок, м 9000
Экипаж 2 человека
Вооружение: две 20-мм пушки и четыре 7.92-мм пулеметов и бомбовая нагрузка до 450 кг
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий