12/10/23

Проект штурмовика МШ (КБ Ильюшина) (СССР. 1942 год).

Несколько особняком стоит проект одномоторного одноместного противотанкового штурмовика МШ АМ-38 (модернизированный штурмовик с мотором АМ-38), который был разработан ОКБ Ильюшина в мае 1942 года. Главной особенностью самолета являлось размещение мотора АМ-38 позади кабины пилота с передачей мощности на воздушный винт с помощью длинного вала, проходящего под бронированным полом кабины летчика, располагавшейся в самом носу фюзеляжа над отсеком стрелково-пушечного вооружения. Это позволяло в носовой части вблизи продольной оси самолета компактно разместить мощное пушечное вооружение, что обеспечивало незначительное рассеивание при стрельбе в воздухе ...
Одновременно летчик имел прекрасный обзор вперед-вниз и в стороны. Надо полагать, идея постройки бронированного штурмовика с такой компоновкой появилась после анализа результатов полигонных и войсковых испытаний самолета Ил-2 с 37-мм пушками ШФК-37. МШ представлял собой бронированный одноместный одномоторный низкоплан и по схеме напоминал американский истребитель Р-39 «Аэркобра», но шасси было выполнено не с носовым, а с обычным хвостовым колесом. Мотор АМ-38 располагался примерно в центре тяжести машины. Передача мощности на воздушный винт осуществлялась с помощью удлиненного вала, проходившего под бронированным полом кабины летчика. Воздухозаборник мотора находился в верхней части фюзеляжа. Кабина была выдвинута вперед, что обеспечивало летчику отличный обзор вперед-вниз до 24°. Под кабиной летчика размещался отсек стрелково-пушечного вооружения. Бензо и маслобак находились между кабиной летчика и мотором в верхней части фюзеляжа. Водяные и масляные радиаторы системы охлаждения и смазки мотора были установлены в подфюзеляжной части центроплана. Их охлаждение осуществлялось наружным воздухом, подводившимся по изогнутым каналам из воздухозаборников в носках крыла у правого и левого бортов фюзеляжа. Бомбы, как и на Ил-2, размещались внутри центропланных бомбоотсеков.
Основные колеса шасси убирались назад по полету в центроплан с поворотом колес вокруг оси на 90° в процессе уборки. Такая схема уборки шасси была впоследствии реализована на Ил-10. Убирающимся было и хвостовое колесо. Необходимый диапазон центровок машины достигался применением крыла со стреловидностью по передней кромке в 15°. Бронирование летчика, бензо- и маслобаков, водяных и масляных радиаторов обеспечивалось бронекорпусом весьма сложной формы в основном с прямоугольными образующими, что хотя и упрощало технологию его изготовления, но несколько снижало пулестойкость брони. Проект предусматривал два варианта вооружения: противотанковый и бомбардировочный. Согласно первому варианту вооружения в носу самолета размещались мотор-пушка МПШ-37 ОКБ-15 конструкции Б.Г. Шпитального с боезапасом в 40 снарядов, две синхронные пушки ШВАК с боекомплектом по 200 снарядов на каждую пушку и два синхронных пулемета ШКАС с общим боезапасом 1500 патронов. Кроме этого, на самолете предусматривалась подвеска 8 реактивных снарядов РС-82.
Второй вариант вооружения включал: две синхронные пушки ШВАК (400 снарядов), два синхронных пулемета ШКАС (1500 патронов) и 400 кг бомб (16x25 кг или 40x10 кг, или 160x2,5 кг) или в перегрузку 600 кг (6x100 кг или 2x250 кг, или 24x25 кг). 22 июля 1942 г. проект МШ АМ-38 был направлен в адрес Главного инженера ВВС КА генерала А. К. Репина. В сопроводительном письме к проекту СВ. Ильюшин писал: «В проект плана опытного строительства на 1942 г. вошел предложенный мной двухмоторный бронированный штурмовик (имелся в виду Ил-6 2М-82. — Авт.). Принимая во внимание сегодняшнюю обстановку и трудности осуществления подобного типа самолета, предложение по которому я снимаю, представляю одномоторный, как развитие Ил-2...». Следует отметить, что вес пустого самолета, по сравнению с Ил-2, возрос. Вырос и полетный вес машины. Это привело к тому, что летные данные штурмовика при использовании мотора АМ-38, даже несмотря на некоторое улучшение аэродинамики самолета, все же были невысокими.
Несмотря на явные недостатки проекта МШ АМ-38, НИИ ВВС КА дало положительное заключение по нему. Было рекомендовано 20-мм пушки ШВАК заменить более эффективными ВЯ-23 калибра 23 мм. Поскольку к этому времени стало очевидным, что завод № 24 не сможет быстро довести до ума мотор АМ-38 с удлиненным валом, а на вооружении необходимо иметь двухместный штурмовик, МШ АМ-38 не строился и все работы по нему были прекращены.

Комментариев нет:

Отправить комментарий