12/10/23

Проект истребителя-штурмовика "Шершень" (Польша. 1993 год).

В результате политических перемен в Польше с 1989 года, изменилась польская оборонная доктрина. Это привело к изменению в проектировании новых боевых самолётов для ВВС. В отличие от использования специализированных истребителей (МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29) и ударных (Су-20, Су-22), они должны быть более универсальными – многоцелевыми (в зависимости от оборудования и вооружения) для выполнения различных задач : атака воздушных и наземных целей, изоляции поля боя или разведки. В 1993 году Томаш Маковски, работая в Институте авиации, разработал «неофициально» концепцию многоцелевого боевого самолета «Шершень», которая отвечала вышеуказанным требованиям ...
В зависимости от используемого оборудования и авионики, самолёт мог быть использован как разведчик , истребитель или штурмовик. Концепция была основана на новейших исследованиях и учитывала возможность быстрой разработки и строительства опираясь исключительно на национальные ресурсы Польши.
 
- Аэродинамические системы самолета имели возможность полета в широком диапазоне скоростей.

- Самолёт должен был быть однодвигательным.

- Самолет должен был иметь малый радиус разворота.

- Авионика должен был быть в состоянии обнаружить и идентифицировать объекты с высокой точностью и обеспечивать точное указание. Самолет должен был быть оснащен системами предупреждения о неполадках и системой радиоэлектронного противодействия.

- В качестве вооружения должны были использоваться ракеты «воздух-воздух» и «воздух-земля», НАР, бомбы и пушка с высокой пробиваемостью.

- Самолет должен был иметь короткую взлётную дистанцию, чтобы иметь возможность эксплуатироваться с повреждённых ВПП и участков автострад.

В некоторых источниках указывается, что проект «Шершень» был разработан как конкурент штурмовика PZL-230 "Скорпион". Это неверно. На самом деле Томаш Маковски искал замену самолёту МиГ-21 (на новом техническом уровне), только замышлял самолёт более универсальным по применению. К сожалению этот очень интересный проект не был принят к реализации. Самолёт цельнометаллической конструкции. Крыло трапециевидной формы и имело стреловидность в 45 °. Профиль крыла переменный по размаху. Воздухозаборники расположены сверху крыла и прижаты к бокам фюзеляжа. Механизация доля состоит из предкрылков по всему размаху, закрылков и элеронов. В хвостовой части расположены воздушные тормоза. Топливные баки расположены в крыле и фюзеляже и имеют заполнение нейтральным газом. Кабина герметическая, оборудована кондиционером и катапультируемым сиденьем. Шасси трёхопорное, с носовой стойкой.  
 
Стрелковое вооружение должно было состоять из пушки калибра 20-мм в версии истребителя и 30-мм в версии штурмовика. Общий вес боевой нагрузки равнялся 4000-4500 кг и она должна была располагаться на 9-ти узлах подвески, включая два узла на законцовках крыла для ракет «воздух-воздух» ближнего боя. 
 
Расчётные ТТХ : тяга двигателя - 6000 кг без форсажа и 9000 кг с форсажем, длина - 14,7 м, размах крыла - 9 м, площадь крыла - 35 кв.м, вес пустого - 6500 кг, максимальный взлётный вес - 15000 кг, максимальная скорость - 1,6М, крейсерская скорость - 0,8М, потолок - 15000 м, боевой радиус действия - 300-800 км, перегоночная дальность - 4000 км.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий