12/10/23

Проект тяжёлого штурмовика ЦКБ-60 (Ил-6, первый) КБ Ильюшина (СССР. 1941-1942 год).

Учитывая требования, высказанные военными на упоминавшемся выше Совещании высшего руководящего состава Красной Армии в декабре 1940 г., СВ. Ильюшин уже 31 марта 1941 г. предложил проект противотанкового двухмоторного бронированного штурмовика с двумя моторами АМ-38. Мощное стрелково-пушечное вооружение, необходимое для устойчивого поражения бронетехники, компактно располагалось в носу самолета. При полетном весе 8400 кг «истребитель танков» должен был иметь следующие летные данные: максимальная скорость — 525 км/ч, дальность полета — 700 км, посадочная скорость — 125—130 км/ч. Вооружение включало одну пушку ШФК-37 калибра 37 мм (50 снарядов) и четыре пулемета ШКАС (1600 патронов), либо три пушки калибра 23 мм ВЯ-23 (300 снарядов) и 400 кг бомб (в перегрузку 1000 кг) ...
Предполагалось полностью забронировать летчика и бензобаки (задние и передние стенки — 12 мм, с бортов и сверху — 5 мм, броня водо и маслорадиаторов — 4 мм, перед моторами 5-мм броневой диск). Общий вес брони достигал 740 кг. В сопроводительной записке Ильюшин указывал, что первый экземпляр самолета можно построить к августу 1941 г., и просил дать соответствующее разрешение. Высочайшее соизволение было дано, и в начале апреля 1941 г. Ильюшин предъявил Государственной комиссии эскизный проект одноместного бронированного штурмовика с двумя моторами АМ-38 — заводское обозначение ЦКБ-60. Заключение на эскизный проект комиссия утвердила 11 апреля, а 5 мая были предъявлены дополнительные материалы. Макет нового штурмовика был рассмотрен 28 мая на заводе № 39. Бронирование самолета (масса металлической брони около 800 кг) предусматривало полную защиту летчика и бензобаков и частичную — радиаторов и моторов. Боковые стенки, верх и низ фюзеляжа, в той части, где располагались летчик и бензобаки, выполнялись из 5-мм брони. Задняя стенка бронекорпу-са имела толщину 18 мм. Козырек летчика и окно в полу выполнялись из прозрачной брони. Радиаторы сзади, снизу и спереди закрывались 4-мм броневыми плитами. Каждый мотор спереди защищался 5-мм бронедиском по размерам, равным диаметру кока винта. Маслорадиаторы моторов имели спереди жалюзи из 4-мм брони.
Предусматривалось протектирование бензобаков и заполнение их в полете нейтральными газами. Крыло цельнометаллическое с развитой механизацией: предкрылки, зависающие элероны и посадочные щитки. Обшивку крыла предполагалось выполнить из магниевого сплава «электрон». Полетный вес достигал 9000 кг. Вооружение ЦКБ-60 для своего времени было очень мощным. Основной вариант состоял из одной 37-мм пушки ШФК-37 с запасом 40 снарядов, двух пушек калибра 23 мм ВЯ-23 с боекомплектом по 100 снарядов на пушку и четырех пулеметов УБ калибра 12,7 мм с боезапасом по 150 патронов на ствол. На консолях за моторами располагались 8 РО-132.
 
Кроме этого прорабатывались и другие варианты :

— одна пушка калибра 37 мм ШФК-37 с запасом 50 снарядов и четыре пулемета ШКАС с запасом по 400 патронов на пулемет;

— три пушки калибра 23 мм ВЯ-23 с запасом по 100 снарядов на пушку;

— две пушки калибра 23 мм ВЯ-23 с запасом по 100 снарядов на пушку и четыре пулемета ШКАС с запасом по 500 патронов на пулемет;

— две пушки ВЯ-23 с запасом 200 снарядов на пушку, восемь пулеметов ШКАС с запасом по 1500 патронов на пулемет и 16 РС-132;

— две пушки ВЯ-23 с запасом 200 снарядов на пушку, восемь пулеметов ШКАС с запасом по 1500 патронов на пулемет, 40 РС-82 и внутри четыре бомбы по 100 кг (или 16 по 25 кг);

— две пушки ВЯ-23 с запасом 200 снарядов на пушку, восемь пулеметов ШКАС с запасом по 1500 патронов на пулемет и четыре ФАБ-250;

— две пушки ВЯ-23 с запасом 200 снарядов на пушку, восемь пулеметов ШКАС с запасом по 1500 патронов на пулемет и снаружи одна бомба ФАБ-1000, или две ФАБ-500, или четыре ФАБ-250.
По расчетам скорость полета у земли составляла 490 км/ч, а на расчетной высоте 2000 м — 550 км/ч. Дальность полета у земли — 700—800 км. Время набора высоты 5000 м — 8,5 мин. 8 ходе обсуждения макета генерал-майор Юсупов предложил доработать проект с целью обеспечения «пикирования до углов 80», что может быть осуществлено оборудованием самолета щитками и автоматом вывода из пикирования, при наличии съемных установок под РСН. Кроме того, предлагалось четыре пулемета Уб заменить пулеметами ШКАС, «что позволяет более эффективно применять эти самолеты по своей силе, а по танкам 3 пушки — достаточно». Против этого выступил начальник НИИ ВВС бригинженер Федоров, заявив, что в результате «может получиться — ни хороший штурмовик, ни хороший пикировщик». Проект штурмовика утвердили и под обозначением Ил-6, но с моторами М-82, включили в план опытного самолетостроения на 1942 г. Предусматривался также вариант машины с моторами АМ-37 и, кроме этого, прорабатывались двухместные варианты ЦКБ-60.
9 июля 1941 г. СВ. Ильюшин направил письмо А.И. Шахурину с предложением построить на заводе № 156 тяжелый бронированный штурмовик ТБШ-2, представляющий собой двухместный вариант штурмовика ЦКБ-60 с двумя моторами М-82. Скорость самолета у земли по проекту — 480 км/ч, дальность — 700 км. Задняя броневая стенка кабины — 13 мм, передняя броневая стенка кабины — 15 мм, низ и бока кабины — 10 мм. В качестве основного варианта вооружения был принят следующий: одна пушка ШФК-37 с запасом 40 снарядов, две пушки ВЯ-23 калибра 23 мм (по 100 снарядов на ствол), четыре пулемета ШКАС (по 750 патронов на пулемет), 400 кг бомб (в перегрузку 1000 кг) или восемь реактивных снарядов РС-132 (вместо бомб). Чертежи машины были готовы. Проект ТБШ-2 был одобрен ВВС и НКАП. Наркомавиапрома Шахурин в своей резолюции просил Ильюшина продумать вопрос о постройке самолета на другом заводе, поскольку 156-й авиазавод перебазировался в Омск. К сожалению, время было упущено. Проекты бронированных штурмовиков Ил-6 и ТБШ-2 появились слишком поздно. В условиях начавшейся войны дело до постройки опытных экземпляров так и не дошло. В 1942 г. СВ. Ильюшин снова вернулся к идее постройки Ил-6 с моторами М-82. 22 апреля 1942 г. он вновь вышел на руководство НКАП с эскизным проектом Ил-6 2М-82. По проекту максимальная скорость у земли составляла 440 км/ч, а дальность полета на скорости 0,8 от максимальной — 700 км.
Вооружение штурмовика, по сравнению с предыдущими вариантами, было ослаблено и предусматривало установку двух пушек ВЯ-23 с 400 снарядами, восьми пулеметов ШКАС с 6000 патронами, восьми РС-82 (или РОФС-132) и бомбовую нагрузку до 1000 кг. При этом бомбовое вооружение обеспечивало подвеску на машину двух бомб типа ФАБ-500 или четырех ФАБ-250. Этот проект так же, как и предыдущие, в условиях войны реализован не был.

Комментариев нет:

Отправить комментарий