04/10/23

Опытный самолёт-разведчик Praga E-51 (Чехословакия. 1938 год).

В январе 1936 года, согласно выданной спецификации на ближний разведчик Typ III, фирмой CKD-Praga (CKD - Ceskomoravska Kolben-Danek) был разработан самолёт оригинальной схемы, значительно отличавшихся от своих конкурентов - самолётов Aero A-304 и Letov S-50. Проектирование проводилось под руководством инженера Ярослава Шлехта (Jaroslav Slechte). Первый версия проекта разведчика Е-51 имела длинный фюзеляж-гондолу, в котором размещался экипаж из 4-х человек и находилось всё необходимое для разведчика оборудование ...
Оперение располагалось на концах балок, которые соединялись стабилизатором. Шасси выполнили неубираемым трехстоечным, причем хвостовое колесо крепилось к нижней части фюзеляжа. Вскоре проект переработали, заодно перенеся хвостовое колесо на более "привычное" место под стабилизатором. В целях улучшения аэродинамических качеств фюзеляж уменьшили, сократив состав экипажа до 3-х человек. Теперь в носовой, хорошо остеклённой, части располагался наблюдатель с фотооборудованием, за ним чуть выше находился пилот и в задней части фюзеляжа оборудовали место стрелка. Такая компоновка позволяла охватывать большую площадь при фотографировании, тем самым сокращая время нахождения самолёта над целью. В качестве силовой установки можно было выбирать из трёх типов двигателей: Praga FR (620 л.с., отклонён из-за недоработок), Avia Rk-17 (355 л.с., отклонён по причине недостаточной мощности) и Walter "Sagitta" (550 л.с.). Последний и был выбран для Е-51.
Прототип разведчика строился зимой 1937-1938 годов и впервые поднялся в воздух 26 мая 1938 года. Некоторое время опытный Е-51 летал с установленной на нём стрелковой башней, но практически сразу выяснилось, что это "улучшение" серьёзно влияет на скоростные показатели и от неё отказались. Вместо башни Шлехт спроектировал новую турельную установку, хорошо вписавшуюся в контуры фюзеляжа.
Летом 1938 года испытания Е-51 пришлось прервать и заняться модификацией крыла. К этому времени установили, что разведчик вполне пригоден для эксплуатации в составе ВВС, но на вооружение он может быть принят только после доработок. А пока заказ на серийный выпуск нового самолёта отдали фирме Aero. Интенсивные тестовые полёты на Е-51 продолжались вплоть до марта 1939 года. После того, как самолёт попал в руки немцев, в июле 1940 года, он был передан для дальнейших испытаний в исследовательский центр в Рехлине. Затем никому уже не нужный Е-51 отправили доживать своё век в Боблинген на предприятие фирмы Klemm и о его дальнейшей судьбе сведений не сохранилось.
ТТХ
: длина - 11,69 м, размах крыла - 15,6 м, площадь крыла - 35,44 кв.м., вес пустого - 3102 кг, взлётный вес - 4120 кг, силовая установка - два Walter Sagitta I-MR мощностью по 542 л.с., максимальная скорость - 380 км/ч, потолок - 5500 м, экипаж - 3 человека, боевая дальность - 900 км, вооружение : 3 пулемёта 7,92-мм. 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий