14/11/23

Проект торпедоносца МП ("морской подвесной") (СССР. 1935 год).

Идея данного самолета довольно необычной конструкции, получившего название МП ("морской подвесной"), была предложена инженером C. В. Валком в 1935 году. Развивая идею конструкции «самолета-звена», выдвинутую В. С. Вахмистровым, он предложил создать подвесной гидросамолет-торпедоносец для действия с самолета-носителя ТБ-3. Два таких самолета должны были быть подвешены под крыльями бомбардировщика ТБ-3. Отцепляясь в воздухе, самолет должен был, нанеся торпедный удар по противнику, самостоятельно возвращаться к своим берегам и садиться на воду ...
Эта концепция была развитием проекта подвесных телеуправляемых планеров-торпедоносцев ПСН ("планер специального назначения") С.В. Валка, создаваемых в то же время на заводе № 23 в Ленинграде. Задание на проектирование и постройку самолета получили инженеры ОКБ завода № 23 Н.Г. Михельсон и А.И. Морщихин. Они спроектировали небольшую одноместную летающую лодку под 650-сильный двигатель М-100 ( лицензионный французский "Испано-Сюиза" 12 Ybrs). Схема самолета была крайне необычной : летающая лодка-низкоплан с водоизмещающим крылом, средняя часть которого находилась ниже ватерлинии. Днище корпуса, двухреданное килеватое с выемкой под торпеду. Поскольку ось винта находилась очень близко к воде, то перед посадкой на воду, передняя часть двигателя приподымалась в своих узлах креплениях и лопасти винта не касались поверхности воды.
Предусматривался и самостоятельный взлет с воды, но без торпеды. Вооружение: торпеда ТАН-12. Протаскивание модели в гидроканале ЦАГИ подтвердили возможность осуществления этой идеи, и постройка самолета была начата в первых месяцах 1936 года. Естественно, постройка этого оригинального самолета, столь сложной конструкции сопровождалась многочисленными трудностями. Тем не менее, в 1938 году МП был построен. Доводку машины заканчивал Никитин. Но испытания МП даже и не проводились. В итоге планер самолета был передан Ленинградскому Дворцу пионеров. Войну и блокаду он не пережил.
Так закончилась история этого необычного проекта. Не чертежей, ни фотографий самолета, ни продувочных моделей не сохранилось. Сохранился только рисунок неизвестного автора, который был приведен в чешской книге “Vojenska letadla 2” издания 1985 года. 
 
Источники  : Владимир Котельников, Анатолий Артемьев. “Минно-торпедная: авиация особого рода”. Авиация и космонавтика. 1996/ 04., “Конструкция советских самолетов от 1917 до 1938 г.” Шавров., Vojenska letadla 2. Mezi Dvema Svetovymi Valkami, Václav Nemecek .

Комментариев нет:

Отправить комментарий