07/11/23

Проект самолёта-амфибии на основе Ан-22 (СССР. 1961 - 1962 год).

Ан-22 в варианте амфибии разрабатывался в начале 1960-х годов. Предназначался для десантирования грузов (в том числе на воду), постановки мин, спасательных операций, снабжения подводных лодок а также для противолодочной обороны. Предполагалось оснастить фюзеляж килеватой мореходной частью с реданом, носовой водной лыжей и двумя подводными крыльями в качестве основных опор шасси. Были изготовлены модели 1:20 и проведено их испытание в гидроканале ЦАГИ. На этом этапе работы по амфибии были прекращены ...
В 1961-1970 годах был разработан целый ряд интересных вариантов Ан-22, которые не вышли за рамки технического предложения. В 1961-1962 годах, в соответствии с решением МО СССР, параллельно с разработкой "изделия 100" проводились НИР по военно-транспортной амфибии. ОКБ О.К.Антонова в соответствии с решением, приступило к разработке транспортной амфибии для перевозок грузов массой до 60 т, включая боевую технику, ракеты и топливо, исследовали возможность создания на базе сухопутного самолета, будущего Ан-22. Она предназначалась, при отсутствии аэродромов, для посадочного десантирования грузов на воду, а также для снабжения подводных лодок в открытом море, спасательных операций, постановки мин, обнаружения и поражения подводных лодок противника. Амфибию разрабатывали на базе самолета «100» (прототипа Ан-22), фюзеляжу которого придавались лодочные обводы с необходимой килеватостью и реданами. Прорабатывалось два варианта компоновки. Первый вариант, традиционный, сделали с поддерживающими поплавками (бугелями) на фюзеляже, второй — с убирающимися подкрыльевыми поплавками. На самолет планировалось ставить лыжно-крыльевое гидрошасси (носовая опора - водная лыжа, основные опоры — два подводных крыла). Cуть идеи - приделать к самолету небольшие выдвижные подводные крылья, которое бы позволяло обычному самолету садиться и взлетать с воды. Разработана конструкция, проделаны необходимые расчеты, исследованы вопросы устойчивости и управляемости. Преимущества оказались большими в отношении аэродинамики, веса, длины пробега и др. В гидроканале ЦАГИ провели гидродинамические испытания на масштабных моделях 1:20, но дальнейшего развития проект амфибии не получил.
В случае реализации проекта, СССР получил бы на вооружение универсальный военно-транспортный самолет –амфибию. И в случае угрозы интересам СССР, имел бы возможность оперативно перебрасывать войска практически в любую точку побережья мира, не в зависимости от наличия сухопутных аэродромов. 
 
Источник - Гидросамолеты и экранопланы России (1910-1999). Г.Ф.Петров

Комментариев нет:

Отправить комментарий