22/11/23

Проект стратегического "сдвоенного" бомбардировщика на базе Ту-4 (СССР. 1950 год).

Самолёт Ту-4 (копия американского бомбардировщика Боинг В-29) широко известен как первый советский послевоенный стратегический бомбардировщик. Его освоение сыграло большую роль в поднятии общего уровня отечественной авиационной промышленности и во многом подготовило качественный скачок, связанный с созданием бомбардировщиков нового поколения Ту-1б и Ту-95. Ту-4 имел множество серийных и опытных модификаций. Наряду с воплощёнными в металле вариантами, существовали проекты, оставшиеся на бумаге, однако достаточно любопытные и оригинальные. Об одном из них пойдёт речь ниже ...
В 1950 г. начальник 2 отделения научно-технического отдела ГК НИИ ВВС майор АТС Мартыненко Л.И. и ведущий инженер научно-технического отдела ГК НИИ ВВС инженер-капитан Рутер Д.М. выступили с необычным предложением, направленным на создание в короткий срок отечественных дальних бомбардировщиков весом 120-130 тонн. С этой целью они предложили строить самолёты, составленные из двух самолётов Ту-4. Такой самолёт получался путём снятия с двух Ту-4 по одной отъёмной консоли крыла и стыковки самолётов между собой концами центроплана. Вот как авторы обосновывали своё предложение. Применение сдвоенного самолёта позволило бы уменьшить численность экипажа с 22 человек (для двух Ту-4) до 13-14 человек и снять ряд агрегатов вооружения и оборудования (некоторые турели, радиолокатор и пр.), не требуемые в двойном количестве. За счёт этого можно было бы увеличить вес горючего и бомб. Возросшее удлинение крыла повысило бы его аэродинамическое качество. Применение сдвоенных фюзеляжей позволило бы использовать более экономичный режим работы двигателей. Всё это, по мысли авторов, должно было обеспечить сдвоенному самолёту существенное увеличение скорости и дальности по сравнению с исходным Ту-4. По расчётам Мартыненко и Рутера, максимальная техническая дальность при бомбовой нагрузке 3000 кг возрастала : 1. на высоте 3000 м - с 6380 км до 11000 км (увеличение на 73%); 2. на высоте 8000 м - с 5050 км до 9450 км (увеличение на 87%). Применение дозаправки в полёте могло бы повысить дальность до 13000 км (при одной дозаправке) и до 16000 км (при двух дозаправках). Предполагалось, что максимальная скорость над целью на высоте 10000 м повысится с 545 км/ч до 610 км/ч (на номинальном режиме). Особенно впечатляющим было обещание авторов предложения относительно повышения бомбовой нагрузки. При максимальной технической дальности 5000 км на высоте 8000 м она возрастала с 6000 кг (для двух Ту-4) до 23500 кг (на 292%). По мнению Мартыненко и Рутера, серийное производство сдвоенных самолётов на базе Ту-4 могло бы быть налажено в течение нескольких месяцев, «а при повышенном внимании к этому вопросу - в течение нескольких недель». Заново проектируемый бомбардировщик с новыми двигателями, отмечали они, сможет поступить на вооружение ВВС в достаточном количестве только через несколько лет, а до этого времени «сдвоенный самолёт явится наилучшим решением». В конце своего письма авторы предложения писали: «Пилотажные свойства сдвоенного самолёта согласно заключению лётчика-испытателя 1-го класса полковника Нюхтикова являются приемлемыми». Предложение, датированное 1 июля 1950 г., было представлено на рассмотрение секретарю ЦК ВКП(б) Маленкову Г.М. и доведено до сведения руководства Минавиапрома и ВВС. (РГАЭ Ф. 8044 on. 1 д. 2125 лл. 222-224). Минавиапром, в свою очередь, запросил мнение А.Н.Туполева. Подписанное Туполевым заключение было отрицательным. Он указывал, что соединение двух самолётов Ту-4 концами центропланов недопустимо из условий прочности. Кроме того, предлагаемый сдвоенный самолёт будет представлять собой восьмимоторный, громоздкий и весьма сложный в эксплуатации самолёт, управление которым будет чрезвычайно сложным для экипажа, так как потребуется централизация управления моторами, органами управления самолёта, агрегатами вооружения, оборудования и пр. Соединение двух самолётов, отмечал далее Туполев, потребует также коренной переработки ряда основных частей самолёта Ту-4. Например, потребуется установка нового шасси, увеличение площади элеронов, введение связи между хвостами самолётов и ряд других изменений. Таким образом, предлагаемое соединение самолётов не может быть выполнено путём небольших переделок серийных самолётов, а требующиеся коренные переделки нецелесообразны из-за сложности и громоздкости сдвоенного самолёта. Туполев отмечал также, что заявленные авторами данные об увеличении дальности полёта, скорости и бомбовой нагрузки для спаренных самолётов Ту-4 явно завышены, а ряд характеристик спаренного самолёта значительно ухудшится по сравнению с существующими самолётами. Это заключение Туполева было доведено до сведения зампреда Совета Министров СССР Н.А.Булганина. (РГАЭ Ф. 8044 on. 1 д. 2125л. 225). В итоге, как следует понимать, идея «сдвоенного» Ту-4 не была принята к реализации.
 
Источник - журнал «Крылья Родины». № 9-10 за 2013 год.
 
P.S.  Есть сведения, что по получении этого предложения Туполев наложил резолюцию : "Совершенно идиотская идея".

P.P.S.   Как кажется мне, для обеспечения прочности конструкции общая секция крыла связывающая фюзеляжи и несущая четыре двигателя должна была быть прямой и иметь длину хорды равной корневой (как на стыке крыла с фюзеляжем) по всей своей длине и горизонтальное оперение должно быть общим и также связывать воедино два фюзеляжа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий