В 1937 году под руководством Г.И. Бакшаева был создан экспериментальный самолет с раздвижным в полете крылом переменной площади, получивший обозначение РК ("Раздвижное крыло"). Крыло самолета при размахе в 11,3 м имело сравнительно небольшую площадь - 16,52 м2. При посадке в направлении от фюзеляжа с каждой стороны на крыло телескопически надвигалось шесть подвижных концентрических секций, которые увеличивали общую площадь крыла до 23,85 кв.м. Секции были изготовлены из фанеры. Они раздвигались при помощи тросовых ручных приводов из кабины. При этом в полете секции двигались легче, чем на земле. Полное выдвигание происходило за 30-40 с, сдвигание - за 20-30 с ...
В отчете о проведенных испытаниях было указано, что механизм управления отсеками крыла себя оправдал. Конструкция была признана перспективной. Применение такого крыла позволяло значительно увеличить скорость самолета, что было особенно актуальным для военной авиации.
Самолет отличался также рядом других любопытных технических решений. Например, радиаторы водяного охлаждения двигателей были "утоплены" в борта хвостовой части фюзеляжа в наиболее выгодном (с точки зрения аэродинамики и эффективности охлаждения) месте. Шасси убиралось в фюзеляж благодаря простой кинематической схеме уборки.
В 1938 г. с целью установления мирового рекорда скорости. Бакшаевым был разработан новый проект самолета РК с двигателем М-105. Расчетная скорость самолета составляла 780 км/ч. Проект получил одобрение, и в конце 1938 г. Народным комиссариатом авиационной промышленности было выдано техническое задание на создание самолета РК в варианте одноместного истребителя с двигателем М-106 и расчетной скоростью 800 км/ч. Истребитель получил обозначение РК-И (РК-800).
Хотя вначале и возникли проблемы с производственной базой, но впоследствии их удалось решить - планер строили в ЦАГИ. В 1940 г. был построен макет самолета и продут в натурной трубе ЦАГИ. Заключение ЦАГИ было в общем положительным, но отмечалось, что стыки раздвижных отсеков крыла были недостаточно герметичны и потому был получен Cy max несколько меньший принятого по расчету и продувкам модели в масштабе 1:5.
Конструкция самолета смешанная. Фюзеляж - дюралюминиевый полумонокок с открытыми профилями каркаса. Крылья из листовой стали 30ХГСА, состояли из верхней и нижней панелей, соединенных роликовой электросваркой. Отсеки раздвижного крыла (по 15 с каждой стороны крыла) состояли из дюралюминиевого носка и каркаса роль которого выполняли нервюры, по которым шла полотняная обшивка. Масса отсеков была около 330 кг (12 кг/кв2).
Отсеки крыла могли раздвигаться и сдвигаться, убираться полностью в борта фюзеляжа тросовым приводом от электродвигателя. При этом крайние нервюры, закрывавшие борта, служили одновременно концевыми шайбами раздвинутого крыла. Элероны и закрылки на заднем тандемном крыле и хвостовое оперение -дюралюминиевые. Управление жесткое. Шасси двухстоечное, убираемое в фюзеляж назад, с поворотом; хвостовое колесо также убираемое. Запас топлива на 2,45 ч полета. Вооружение состояло из двух пушек ШВАК и двух пулеметов ШКАС. Основные размеры самолета: длина 8,8 м, размах тандемных крыльев 8,2 м, их площадь 11,9 кв.м, площадь раздвинутого крыла 28,0 кв.м при удлинении 2,4, расчетная полетная масса 3100 кг, удельная нагрузка на крыло 260 и 108 кг/кв.м.
Официальными причинами непередачи РК-И на государственные испытания, как то должно было быть согласно правительственному заданию известный историк советской авиации В. Б. Шавров считает следующие: "Однако двигатель М-106 выпущен к сроку не был, окончание сборки самолета затянулось, и он так и не был передан на испытания. Г. И. Бакшаев еще до начала войны был переведен на серийное производство самолета У-2, как более важного".
Стоит отметить, что имевшийся в больших количествах двигатель ВК-105П по массогабаритным параметрам точно соответствовал ВК-106, а по мощности лишь несколько уступал ему (1050 л.с. против 1200 л.с.). В любом случае, скоростные параметры этог самолета за счет меньшего сопротивления обеспечиваемого оригинальной схемой раздвижного крыла были бы значительно выше чем даже у СК-2, не говоря уже о Як-1 и прочих конструкциях.
Также крайне сомнительно позиционирование У-2 как более важного самолета чем РК-И, особенно странное на фоне отставания советских серийных истребителей, в том числе и с моторами ВК-105П, от новых модификаций истребителей противника, таких как Bf.109F.
Проектировался, но не строился вариант РК-И с двумя двигателями и двумя винтами передним и задним за хвостовым оперением. Подобный вариант конструкции радикально повысил бы скорость и без того крайне скоростного РК-И.
Расчётные ТТХ : размах крыла - 8,2 м, длина - 8,8 м, площадь крыла (убранное / неубранное) - 11,9 / 28 кв.м., взлётный вес - 3100 кг, силовая установка - один М-106 мощностью 1200 л.с., максимальная скорость - 780 км/ч, продолжительность полёта - 2,5 часа, потолок - 11000 м, экипаж - 1 человек, вооружение : две 20-мм пушки ШВАК, два 7.62-мм пулемета ШКАС.
Комментариев нет:
Отправить комментарий