20/11/23

Проект бомбардировщика Douglas Model 1211-J (США. 1950 - 1951 год).

В 1950-1951 году ВВС США стали искать замену для стратегического бомбардировщика Convair B-36. По итогам конкурса победу одержала фирма "Боинг" с самолётом В-52 "Стратофортресс". Вторым претендентом был самолёт фирмы Convair-YB-60 : так сказать реактивный вариант В-36 с восемью ТРД и стреловидным крылом. Было на этом конкурсе и несколько других весьма любопытных проектов различных фирм. Наименее известным пожалуй был проект фирмы Douglas-модель 1211-J ...
Изначально проект обозначался просто-1211, но по мере разработки различных вариантов к нему стали добавлять литеры : А,В,С и так далее. На рассмотрение ВВС США был представлен вариант J, который предусматривал создание бомбардировщика со стреловидным крылом и четырьмя ТВД. Заявленные ТТХ самолёта были весьма высоки даже по современным понятиям : при взлётной массе 146000 кг максимальная дальность полёта должна была составить 20372 км, а боевой радиус действия-8050 км. Максимальная скорость равнялась 830 км/ч, а потолок-16500 метров. Для того, чтобы получить столь выдающиеся характеристики фирма "Дуглас" использовала не только ТВД (все остальные фирмы применили в своих предложениях ТРД), но и другие неординарные решения. Несмотря на большие размеры самолёта размах крыла которого составлял 70 метров,длина 49 метров, а высота 13,5 метров, разместить внутри необходимые 77300 кг топлива не удалось. Поэтому 22600 кг горючего (почти треть от общего запаса) разместили в четырёх ПТБ. Размещение таких баков на тонком и длинном крыле могло привести к тому, что при взлёте его концы задели бы землю. И потому внешние ПТБ оснастили собственными стойками шасси, сбрасываемыми после взлёта. Основное шасси было классической трёхопорной схемы, стойки которого убирались вперёд по направлению полёта.
Самолёт предполагалось оснастить прицельно-навигационным оборудованием, позволяющим обнаруживать и наносить удары по наземным целям, а также аппаратурой предупреждения об атаках противника. Оборонительное вооружение состояло из 20-мм скорострельной пушки с радиолокационным прицелом, располагавшейся в хвостовой части фюзеляжа. Кроме того предполагалось оснастить самолёт управляемыми ракетами класса "воздух-воздух" Hughes MX-904 размещающихся на шестизарядной револьверной установке. Один из вариантов самолёта предусматривал подвеску под крылом на специальных пилонах двух истребителей Douglas F4D-1 "Скайрей" вместо внутренних ПТБ. Бомбардировщик мог нести как ядерные, так и обычные бомбы, в том числе и управляемые. Экипаж самолёта состоял из девяти человек, включая сменных лётчиков. Командир корабля, второй пилот, бортмеханик и штурман размещались в верхней кабине, бомбардир и инженер БРЭО - в передней. Обе кабины были герметичны. Аварийное покидание самолёта должно было происходить через люк на нижней поверхности фюзеляжа за передней стойкой шасси. Вместо ПТБ в подвесных контейнерах могло размещаться радиолокационное, фотографическое или иное разведывательное оборудование, средства РЭБ, инфракрасные или дипольные ловушки и даже были варианты размещения в контейнерах дополнительного персонала помимо основного экипажа.
Основной причиной отказа ВВС США от столь перспективной машины стало отсутствие в то время подходящих турбовинтовых двигателей. В 1949 году фирма "Нортроп" приступила к разработке ТВД ХТ-35 "Тайфун", а фирма "Райт" ТВД ХТ-37 "Турбодайн". Мощность этих двигателей должны была составить 5000-8000 л.с. (следует напомнить, что мощность советского ТВД НК-12, стоящего на Ту-95 составляла 12000 л.с.) и они должны были приводить в действие соосные воздушные винты диаметром 4,3 метра. После принятия решения о постройке В-52 с восемью ТРД работы по созданию этих двигателей были прекращены.
Фирма "Дуглас" предполагала конечно и использование ТРД в данном проекте. Вариант 1211-R-45 предполагал установку четырёх ТВД и двух ТРД. Но в этом случае значительно ухудшались лётные данные. При взлётном весе 108000 кг боевой радиус составил бы 8000 км при скорости 635 км/ч на высоте 12000 метров. Последним вариантом проекта был восьмидвигательный 1211-W, на котором предполагалось попарно разместить четыре ТВД и четыре ТРД. Но в итоге и этот вариант был отвергнут. 
 
Источники : статья Всеволода Каткова "Отвергнутый проект" в журнале "Авиация и космонавтика" № 10 за 1995 год , http://www.airspacemag.com/ ,   http://en.wikipedia.org/

Комментариев нет:

Отправить комментарий