23/11/23

Опытные боевые разведывательные машины Lockheed ХМ-808 и ХМ-806 "Twister" (США. 1968 - 1972 год).

В США, в конце 1960-х годов проходили испытания два опытных бронеавтомобиля «Твистер»: ХМ-806 с колесной формулой 6х6 и ХМ-808 – 8х8, созданные на аэрокосмической фирме «Локхид». Машины состояли из двух сочлененных звеньев-модулей, соединенных коромыслом. Каждый модуль относительно другого имел три степени свободы, и мог отклоняться в пределах 25 градусов от центрального положения относительно любой оси ...
Всего было изготовлено три образца бронеавтомобиля ХМ-808: первый – чисто экспериментальный, – не имел бронезащиты и вооружения, на второй машине имелась бронезащита и была установлена 20-мм пушка. Третий бронеавтомобиль был полноценной боевой машиной-амфибией. Все три образца проходили испытания на полигонах армии США.
Оба модуля бронеавтомобиля ХМ-808 двухосные, в каждом установлено по одному дизельному двигателю. Подвеска колес переднего модуля независимая. Машина имела очень малый радиус разворота, поскольку в дополнение к четырем управляемым передним колесам, модули могут поворачиваться относительно друг друга на 30°. В заднем модуле находились также отделение управления и боевое отделение. В качестве средств наблюдения водителя в корпусе были предусмотрены световые окна, закрываемые бронекрышками. На крыше корпуса устанавливалась 20-мм автоматическая пушка «Испано-Сюиза» с дистанционными приводами наведения. Позади нее располагалась командирская башенка с перископическими приборами наблюдения. В боевом отделении предусматривались места для размещения аппаратуры ФВУ, радиостанции и других систем. Безусловно, в техническом плане ХМ-808 был очень оригинальным автомобилем. Первое, что приходит на ум при взгляде на этого колесного монстра – луноход. Наверное, это не случайно: инженеры фирмы «Локхид» по роду своей деятельности были больше знакомы с особенностями передвижения по поверхности Луны, нежели с прозой жизни разбитых проселков. 
 
По результатам испытаний было решено создать более «приземленную» бронемашину XM-806.
Бронеавтомобиль ХМ-806 разработан на базе экспериментальной машины ХМ-808 в соответствии с требованиями командования армии США к бронированной колесной машине ARSV (Armored Reconnaissance Scaut Vehicle). В начале 1970-х годов армия планировала провести крупномасштабное перевооружение, и был объявлен конкурс на машину ARSV, причем тип движителя не оговаривался – гусеница или колесо. На первом этапе конкурса приняли участие фирмы «Крайслер», FMC, «Теледайн Континентал», CONDEC, «Форд» и «Локхид». Причем три первых представили проекты гусеничных машин, а три последних – колесных. Лучшими были признаны проекты гусеничной машины фирмы FMC и колесной – фирмы «Локхид». С ними в мае 1972 г. был подписан контракт на постройку четырех прототипов каждой машины.
Компоновка бронеавтомобиля ХМ-806 была похожа на XM-808, но с одним двигателем. В переднем одноосном модуле находятся топливный бак, поворотное устройство и передний дифференциал. В заднем двухосном модуле находятся отделение управления, боевое отделение и моторно-трансмиссионное отделение, задний дифференциал. На бронеавтомобиле установлены дизельный двигатель с турбонаддувом Detroit Diesel GM6V53AT мощностью 280 л. с. и автоматическая коробка передач Allison МТ650 (четыре скорости для движения вперед и две – назад). Место водителя находится в передней части заднего модуля и несколько смещено влево от продольной оси машины. Над сиденьем установлена полубашенка с вращающимся круглым люком в крыше и пятью наблюдательными приборами, дающими суммарный сектор обзора в 180°. Имеется перископический бесподсветочный прибор ночного видения. С правой и с левой стороны рабочего места водителя в бортах корпуса находятся двери. По центру заднего модуля на крыше боевого отделения смонтирована легкая двухместная башня с 20-мм автоматической пушкой M139 и открыто установленным на шкворневой турели 7,62-мм пулеметом M60D. Углы наведения пушки в вертикальной плоскости – от -20° до +65°. Приводы поворота башни и наведения пушки в вертикальной плоскости – гидравлические. Пушка стабилизирована в двух плоскостях. Боезапас состоит из 500 снарядов и 2000 патронов. С левой стороны от пушки находится место командира, с правой – наводчика. По периметру командирской башенки расположено семь наблюдательных приборов. У наводчика установлен прицел с трехкратным увеличением в дневном оптическом канале и 9-кратном – в ночном. В башне смонтированы две независимых вентиляционных системы, предназначенные для удаления из боевого отделения пороховых газов. На машине установлена также система обогрева. Электронное и специальное оборудование включает :
 
– лазерный дальномер AN/GVS-3;
– навигационную систему;
– измеритель радиоактивности местности AN/VDR;
– детектор химического заражения;
– устройство предупреждения об облучении РЛС–MIRID;
– РЛС обнаружения наземных целей малой дальности AN/PPS-15;
– две радиостанции AN/VRC-46;
– переговорное устройство AN/VIC-1 на трех абонентов.
 
Бронеавтомобиль ХМ-806 являлся амфибией, движение по воде осуществлялось с помощью водометного движителя.

Но конкурс по перспективной машине ARSV, увы, закончился ничем. Планы американских военных в очередной раз переменились, и программу ARSV попросту закрыли. Интереснейший в техническом отношении бронеавтомобиль ХМ-806 так и не был принят на вооружение. А в дальнейшем фирма «Локхид» уже не предпринимала попыток заняться бронетехникой. Тем не менее, можно определенно сказать, что в создании оригинальных боевых колесных машин последнее слово все еще не сказано.

Основные характеристики :

Колесная формула 6×6
Боевая масса, кг 7700
Основные размерения, м:
- длина 4,90
- ширина 2,44
- высота 2,48
- колесная база 3,98
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 105
Максимальная скорость на плаву, км/ч 8,1
Запас хода по шоссе, км 740
Емкость топливных баков, л . 340
Преодолеваемые препятствия:
- высота стенки, м 0,9
- подъем, проц. 60
Экипаж, чел. 3
 
Источники : В. Минаев. "Гусеничные или колесные?" (журнал «За рулем») , М.Никольский "Современная колесная бронетехника" (журнал «Техника и вооружение»).

Комментариев нет:

Отправить комментарий