В 1927 году в Британии был разработан маленький оставшийся неизвестным самолёт, получивший название Larynx. 20 июля 1927 Larynx совершил свой первый полёт. В дальнейшем испытания данного самолёта проводились в 1929 году в условиях строжайшей тайны в пустыне в Ираке. Спустя некоторое время к проекту потеряли всякий интерес, так как использовать эту разработку не представлялось возможным. Как только англичане сумели найти первую неразорвавшуюся немецкую ракету V 1 вдруг оказалось, что система управления и навигации V 1 была выполнена по тому же принципу, как и на английском Larynx-е образца 1929 года. В 1939 году, когда вероятность войны в Европе становилась всё более явной, успешный британский конструктор Майлз (Miles) вновь вернулся к проекту самолёта, испытывавшегося в 1929 году. Он дал задание своему конструкторскому коллективу изготовить подобный летательный аппарат ...
Самолёт должен был быть достаточно большим и в то же время достаточно лёгким для того, чтобы иметь возможность нести самую большую на тот момент в Британии бомбу весом в 1000 фунтов (примерно 450 кг) на расстояние примерно в 500 км. Самолёт должен был иметь автоматическую систему удержания на курсе и выполнять полёт до цели без пилота.
В том же 1939 году в условиях строжайшей тайны такой беспилотный самолёт был создан. Об этом свидетельствуют фотографии. Самолёт имел дешевый двигатель и мог нести бомбу весом в 1000 фунтов на расстояние 400 миль (примерно 600 км.).
Майлз был доволен тем, что появилась возможность в случае острой необходимости наносить удары с воздуха по вражеской территории, не рискуя при этом потерять пилота самолёта.
Майлз сообщил Министерству авиационной промышленности о своей блестящей идее и об успешных испытаниях самолёта, но министерство не заинтересовалось этой разработкой. Cчиталось, что
«такая бомба не может точно поразить именно тот объект который необходимо, так как её полёт невозможно точно контролировать, и бомба могла упасть в жилой район или попасть в больницу».
Однако Майлз был так уверен в возможностях своего изобретения, что предложил министерству сохранить, по крайней мере, в тайне изготовление подобного самолёта получившего название «Hoopla-Projekt». Конструктор решил держать техническую документацию и прочее, что было связано с этим проектом под рукой и в случае, если противник начнёт использовать схожее оружие, сразу же без промедления иметь возможность дать достойный ответ. Министерство вновь отнеслось к предложению без интереса и не хотело брать на себя какую-либо ответственность в отношении подобных методов борьбы.
Но случилось не вероятное – министерство упрямо отклонило предложение Майлза далее продолжить работы по этому проекту, так как возможность использования противником подобного вооружения не принималась в расчет.
Немцы всё больше проигрывали сражение в воздухе союзникам и не могли как следует защищать своё воздушное пространство. На население Германии всё усиливающиеся бомбардировки оказывали крайне негативное последствие. Тогда-то немцы и начали использовать для нанесения ударов по Британским островам ракеты V 1. Поскольку немецкие города подвергались всё более мощным ударам, превращавшим их в руины и пепел и все более увеличивавшем потери гражданского населения, то в этой ситуации руководство Германии сочло единственным возможным вариантом использование разрабатывавшихся в обстановке строжайшей секретности ракет с боевой частью по своей мощности равной авиационной бомбе большого калибра. Из чистого инстинкта самосохранения и ввиду отсутствия возможности преодолеть мощную ПВО Британии все сомнения были отброшены, и в бой были отправлены ракеты V 1, получившие пропагандистское название Vergeltungswaffe 1 (оружие возмездия 1).
Поскольку в ходе выполнения массированных ночных налётов союзники уже не делали особого различия между военными и гражданскими объектами Германии, то руководство Третьего Рейха считало, что и население Британии в таком случае должно было почувствовать на себе всю опасность таких ударов.
Майлз прекрасно понимал, что разрабатывая беспилотный самолёт он оказался прав. 29 июня 1944 года, через 16 дней после падения первых V 1 на территории Британии, он решил сообщить прессе информацию о том, что подобное оружие он практически создал еще в 1939 году и что по соображениям гуманности тогда это оружие не стали производить.
К счастью, прежде чем попасть в печать этот материал сначала должен был пройти проверку в Министерстве авиационной промышленности. По результатам проверки на материале, допускаемом к публикации, проверяющие лица должны были поставить печать голубого цвета «Passed for Publication», либо, если материал нельзя было публиковать, ставилась печать красного цвета «Not Approved - Not to be published».
В данном случае сотрудниками, проверявшими в министерстве этот материал, сразу же была оценена возможная реакция собственного населения, если бы оно узнало, что по врагу можно было сразу нанести ответный удар. Немецкие ракеты V 1 хотя и не причиняли особого ущерба, но, тем не менее, населению за пять лет войны уже пришлось много чего пережить, и руководство Министерства не хотело лишнего шума по этому поводу.
Публикация материала сразу же была запрещена, и Майлз получил телеграмму-молнию, в которой сообщалось чтобы, он или кто-либо из его подчинённых как можно реже вообще что либо вспоминали о разработанном ранее проекте «Hoopla-Projekt». (Это также подтверждено документами!)
Майлз, сжав зубы из-за необходимости сохранять в тайне всю информацию по данной разработке, видел, как немецкие ракеты V 1, всё более часто падавшие на территории метрополии, добавляли проблем населению.
Можно было представить себе реакцию населения, если бы оно обо всём в подробностях узнало, что можно было бы сразу насести ответный удар, если бы в 1939 году у Министра авиации хватило бы дальновидности.
Вместо этого было решено искать другой вариант, и были предприняты попытки как-то попытаться нейтрализовать немецкие ракеты, подлетающие хоть и бесшумно, но относительно медленно. Вскоре была разработана система раннего предупреждения: на побережье и вокруг Лондона были установлены дополнительные зенитные батареи, а для патрулирования воздушного пространства над каналом выделили дополнительные истребители. Всё большее количество ракет V 1 удавалось сбивать еще на подлёте к английской территории. Очень скоро и в Берлине поняли, что все надежды на ожидаемую эффективность V 1 оказались не состоятельными.
К этому добавились регулярные разведывательные полёты и бомбовые удары по стартовым площадкам, с которых немцы запускали V 1. Процесс обработки и анализа фотографий, сделанных разведчиками, был настолько усовершенствован, что со временем стало возможно довольно быстро обнаруживать очень хорошо замаскированные площадки и наносить по ним бомбовые удары. Хотя и не все эти удары были успешными, но, тем не менее, наносимый пусковым площадкам урон становился всё более существенным. Для сбора разведывательной информации были подключены группы сопротивления в Бельгии, Голландии и Франции, которые регулярно передавали ценную информацию относительно расположения пусковых установок V 1. Однако в распоряжении немцев находились и передвижные комплексы для запуска ракет, которые британцы старались быстро и оперативно обнаруживать и передавать информацию об их расположении на острова, что также не улучшило положение немцев. В июне 1944 года после высадки союзников на континенте «чары» рассеялись: обнаружение и уничтожение передвижные и стационарных пусковых установок V 1 стало проводиться еще более активно до полного уничтожения некоторых из них.
Министерство авиационной промышленности не смотря на все предпринятые меры не сумело предотвратить утечку информации в отношении беспилотного самолёта, разработанного в Британии еще в 1939 году. Лишь в ноябре 1945 года в прессу кое-что просочилось, и англичане узнали о произошедшем. Но теперь после окончания войны эта информация уже не была столь опасна, поскольку у английского народ по случаю победоносного окончания войны был более чем весомый повод радоваться ее завершению.
Особенно пикантным былo в этой истории было то, что вся история связанная с разработкой в Британии беспилотного самолёта стала широко известной в марте 1947 года. И тогда достоянием гласности стало то, что правительство Британии уже в октябре 1939 года получило от своей разведки информацию о том, что немцы уже ведут работы по созданию беспилотного самолёта, способного наносить удары по территории вероятных противников. Предположительно в данном случае речь идёт о работах в испытательном центре в Пенемюнде, которые как известно начались еще в 1930 году и привели в итоге к созданию ракеты V 2, Aggregat IV.
Вновь вернёмся в 1944 год. В это время, после того как немцы начали применять ракеты для ударов по Британской территории, Майлз уже не имел вообще каких-либо сомнений в отношении необходимости дальнейшего ведения работ по данной теме, и он активно занялся дальнейшей разработкой. В данном случае речь не шла о летающей бомбе, а о разрабатывавшейся ранее для «Hoopla-Projekt» автоматической системе для поддержания курса. Сегодня не представляется возможным точно установить, кто первым сумел разработать достаточно надёжный автопилот, поскольку подобные работы почти одновременно начались во многих странах. По Британским источникам Майлз был первым, кому это удалось.
В 1941 году на Whitney Straight (Miles M.11) было установлено разработанное им автоматическое устройство для поддержания курса самолёта, функционировало которое достаточно надёжно.
ТТХ : размах крыла - 4,3 м, максимальная скорость - 483 км/ч, боевая нагрузка - 1000 фунтовая (454 кг) бомба.
Источник - «Miles «Hoopla-Projekt» Fliegende Bombe» Luftfahrt International 17
Комментариев нет:
Отправить комментарий