«Рейнтохтер» (Rheintochter) — зенитная управляемая ракета, разрабатывавшаяся в Третьем рейхе в конце Второй мировой войны. Название в переводе с немецкого означает «дочь Рейна». Дочери Рейна (Rheintöchter) — три нимфы из оперного цикла «Кольцо Нибелунга» Рихарда Вагнера. В конце Второй мировой войны гитлеровская Германия предпринимает попытки восстановить былое преимущество в воздухе и защититься от разрушительных бомбардировок стратегической авиации США и Великобритании за счёт новых образцов зенитного вооружения. Одной из таких попыток явилась разработка ЗУР «Рейнтохтер» ...
В ноябре 1942 года фирма Рейнметалл-Борзиг получила заказ и приступила к разработке варианта, получившего кодовое обозначение R1. В сентябре 1944 года начались лётные испытания, которые проходили весьма успешно: из 88 пусков только 4 были неудачными. Однако проект был отвергнут: ракета достигала высоты не более 8000 м, что не позволяло поражать американский бомбардировщик B-17 «Летающая крепость» (высота полёта свыше 10000 м). Спешно началась разработка модификации «Рейнтохтер R3», но успели выпустить только несколько опытных образцов: война закончилась.
«Рейнтохтер R1» Конструкция никогда не применявшейся в боевых условиях ракеты «Рейнтохтер R1» содержала сразу несколько идей, опережавших своё время и плодотворно использовавшихся в послевоенное время многими конструкторами ЗУР разных стран, в том числе СССР и России.
• Ракета была первой в мировой практике двухступенчатой с поперечным разделением ступеней, ставшим классическим при проектировании ЗУР.
• Впервые была использована аэродинамическая схема «утка», нашедшая отражение во многих последующих разработках зенитных управляемых ракет. Отличительной чертой этой схемы является расположение воздушных рулей управления в передней части фюзеляжа, впереди несущих плоскостей.
• Обе ступени ракеты были твердотопливными, что соответствует самым
современным тенденциям при создании ракет военного назначения. Если в
50-е и 60-е годы XX века преобладали жидкостные маршевые ступени ракет
(из-за более высоких энергетических характеристик жидкого топлива), то,
начиная с 70-х, с разработкой более эффективных образцов твёрдого
топлива, при проектировании боевых ракет всех классов предпочтение
оказывается именно ракетным двигателям твёрдого топлива (из-за более
высокой мобильности и боеготовности). Таким образом, «Рейнтохтер R1» в
1942 году воплощала идеалы XXI века, хотя из-за низких характеристик
твёрдого топлива той эпохи эти идеи не удалось развить в должной
степени.
Характеристики 1-й ступени R1
• Длина: 2300 мм.
• Диаметр: 510 мм.
• Размах стабилизаторов: 2660 мм.
• Тяга двигателя: 73,5 кН.
• Длительность работы: 0,6 сек.
Характеристики 2-й (маршевой) ступени R1
• Длина: 6300 мм.
• Диаметр: 540 мм.
• Размах крыльев: 2750 мм.
• Тяга двигателя: 157 кН.
• Длительность работы: 2,5 сек.
Таким образом, почти сразу после старта ракета расходует всё топливо (типичная динамика для РДТТ той эпохи) и дальше летит по инерции, с начальной скоростью 360 м/с, которая быстро убывает. Поэтому ракета не может достичь большой высоты, что и явилось причиной отказа от дальнейшей её разработки.
«Рейнтохтер R3» Модификация R3 принципиально отличается от R1 более мощными двигателями и большей досягаемостью по высоте: двигатель маршевой ступени — ЖРД. Компоненты топлива: визоль (горючее) и азотная кислота (окислитель). Двигатель работает в течение 55 с и развивает тягу 21,4 кН. В качестве 1-й ступени используются 2 твердотопливных ускорителя, которые закрепляются с двух боковых сторон фюзеляжа маршевой ступени и развивают тягу 137,5 кН в течение 0,9 с. R3 достигала скорости 450—470 м/с и высоты свыше 10 000 м. Оснащалась радиовзрывателем. По-видимому, не сохранилось ни одного экземпляра этой модификации ракеты.
Источник текста - http://ru.wikipedia.org/
Комментариев нет:
Отправить комментарий