В первый год Второй Мировой войны британские доминионы оказались в крайне незавидном положении. Обороноспособность Австралии и Новой Зеландии тогда целиком зависела от поставок из метрополии и к 1940 году она находилась на крайне низком уровне. В первую очередь не хватало бронетехники. Понимая сложившуюся ситуацию правительство Новой Зеландии приняло решение своими силами восполнить этот недостаток и инициировало ряд проектных работ в данном направлении. Одно из них оказалось не совсем верным и привело к появлению "танка Боба Сэмпла". Второй путь оказался более удачным. В начале 1940 года Е.Дж.Скофилд (E.J.Schofield), представитель компании General Motors в Окленде, выступил с предложением создать опытный образец колесно-гусеничного шасси. Несмотря на то, что в Старом Свете от этой идеи отказались, новозеландцы решили рискнуть. В качестве основного преимущества предлагалась приспособленность машины для производства в Новой Зеландии. В качестве базы должны были использоваться элементы конструкции от грузовиков Chevrolet ...
Предложение было одобрено и в августе 1940 года был представлен полноразмерный деревянный макет. Несмотря на некоторую архаичность машина вызвала интерес у военных и 19-го августа Военный департамент сделал заказ на сборку двух образцов из небронированной стали для проведения всесторонних испытаний. Руководство филиала General Motors было уверено в успехе и заключило договор с канадским производителем на поставку 48 шасси грузовиков Chevrolet CKD. Однако, дальнейшие события развивались не так, как на это рассчитывали коммерсанты. Прекрасно понимая возможности новозеландской промышленной базы Скофилд разработал достаточно простую бронемашину. Можно сказать, что её внешняя эстетика была принесена в жертву технологичности конструкции. Так, от грузовика Chevrolet RHD позаимствовали 6-цилиндровый бензиновый двигатель, коробку передач и задний мост вместе со сдвоенными колесами. Переделки были небольшими и коснулись лишь адаптации этих элементов под установку на танковый корпус. В частности, задние колеса крепились к осям ведущих колес гусеничного движителя. Передний мост, оснащенный несъёмными одинарными управляемыми колесами защищенными полукруглым верхним щитом, был разработан заново. Важной деталью было отсутствие подрессоривания колес обоих мостов, так что на колесном ходу машина могла уверенно передвигаться только по дорогам с твердым покрытием. Гусеничная ходовая часть состояла из четырех опорных катков по каждому борту, которые были скреплены общей балкой, и двух поддерживающих роликов. Ведущие колеса располагались сзади, направляющие колеса – спереди. На танке применялась мелкозвенчатая гусеница со стальными траками. Открытые элементы подвески, а также частично опорные катки, защищалась двумя щитами с каждого борта. При передвижении на колесах балка гусеничного двигателя была поднята, при этом клиренс составлял не более 10 см. Для перехода на гусеничный ход продольная балка с опорными катками опускалась вниз, а колеса заднего моста снимались и укладывались в специальные контейнеры, закрепленные по бортам боевого отделения. Процесс перехода с колес на гусеницы занимал 7 минут, а в обратном порядке – 10 минут. На колесном ходу средняя часть гусеницы провисала и ее приходилось с каждой стороны подвешивать на цепочках.
Корпус танка Скофилда имел компоновку, близкую к бронеавтомобилям. В передней части, под бронированным капотом, находилась силовая установка и топливный бак. Далее располагалось отделение управления, в правой части которого находилось место для пулеметчика, с левой – место водителя. Крыша отделения управления могла подниматься, но при этом заднюю пулеметную башню требовалось разворачивать на 180. Сиденье водителя также можно было поднимать и опускать, чем достигался хороший обзор из машины во время движения вне боевой обстановки. Боевое отделение размещалось в кормовой части корпуса. На его крыше устанавливалась цилиндрическая башня со скошенной передней частью крыши. Вооружение танка состояло из двух 7,71-мм пулеметов Vickers, один из которых находился в лобовом листе отделения управления, а второй в башне. Обзорность обеспечивалась тремя смотровыми щелями, которыми мог пользоваться водитель, и двумя вырезами под пулеметные прицелы. Экипаж состоял из трех человек: водителя, помощника-пулеметчика и командира, также выполнявшего обязанности башенного стрелка. Испытания первого опытного образца начались в середине 1941 года и проходили крайне неудачно. Тщательно закапотированный двигатель сильно перегревался даже при движении по шоссейной дороге. Каким-либо образом улучшить систему охлаждения не представлялось возможным без радикальной переделки корпуса. Много нареканий вызвала система управления передними колёсами с очень узкой колеёй. Обзорность из танка была явно недостаточной. Настоящим испытанием стал пробег через Окленд, совершенный в декабре 1941 года. Первую часть пути танк прошел более-менее успешно, но на обратной дороге возникли вполне прогнозируемые проблемы с силовой установкой. После этого прототип передали на полигон. Здесь выяснилось, что на пересеченной местности передвижение возможно только на гусеничном ходу, однако, при преодолении вертикальных препятствий передние колеса часто терялись. Тем не менее, при полной массе 6000 кг танк Скофилда показал максимальную скорость 80,4 км\ч на колесах и 40 км\ч на гусеницах. Запас хода составил 350 миль (563 км), что также было внушительным показателем. На основании полученных данных военные отказались от постройки второго прототипа, тем более, что Скофилд сам выступил с предложением построить значительно улучшенную модель колесно-гусеничного танка. Помимо модернизации ходовой части и корпуса предполагалось усиление вооружения, путем установки 2-фунтовой пушки и спаренного с ней пулемета. На этом история первого прототипа танка Скофилда закончилась.
ТТХ : боевой вес - 6 т, экипаж - 3 человека, длина - 4200 мм, ширина - 2700 мм, силовая установка - двигатель Chevrolet, 6-цилиндровый, карбюраторный, мощностью 85 л.с., бронирование - противопульное из мягкой стали, скорость - 40 км/ч на гусеницах и 80,4 км/ч на колёсах, запас хода по шоссе - 536 км, вооружение - 2 пулемёта 7,7-мм.
Ещё в процессе испытаний первого прототипа колесно-гусеничного танка Е.Дж.Скофилд начал работу над его улучшенной моделью. Дополнительным стимулом послужила не угасающая заинтересованность новозеландской армии в боевой машине высокой мобильности. А тем временем ситуация как на фронтах Второй Мировой, так и в стране претерпела существенные изменения.
К началу 1942 года в Новую Зеландию, хоть и в небольших количествах, стала поступать современная боевая техника. Первыми прибыли танки "валентайн" и "матильда", а вскоре начались поставки гусеничных бронетранспортеров Universal Carrier. Оценив имеющуюся материальную часть Скофилд решил максимально переработать конструкцию своего танка. По сути, второй прототип представлял собой совершенно новую машину, похожую на предшественника только общей схемой. Проект второго прототипа Scofield Tank был представлен на рассмотрение военных специалистов во второй половине 1942 года. Оценка проекта была положительной и в скором времени был заключен контракт на постройку полноценного опытного образца с корпусом из броневой стали. Работа по сборке прототипа проводилась в железнодорожных мастерских Халл Валлей (Hull Valley Works).
Как уже указывалось ранее, конструкция танка была полностью переработана. Практически все основные элементы гусеничной ходовой части заимствовались от бронетранспортера Universal Carrier. Применительно на один борт имелось две тележки с двумя опорными катками и пружинной подвеской Хортсманна. К верхней части тележки крепился кронштейн для установки поддерживающего ролика. Громоздкие горизонтальные балки с "бронещитами" были заменены на более лёгкие М-образные. Ведущие колеса находились сзади, направляющие колеса – спереди. Мелкозвенчатая гусеница состояла из стальных одногребневых траков и также заимствовалась от "универсала". Колёсная ходовая часть сохраняла одинарные колеса с пневматическими шинами без подрессоривания. Как и ранее, колёса заднего моста крепились к оси ведущих колёс, а передние колеса – к осям направляющих колёс гусеничного шасси. При смене хода все колёса поднимались и опускались синхронно. Однако, при движении на гусеницах колёса теперь требовалось снимать и закреплять на бортах корпуса. Корпус танка фактически сохранил первоначальную компоновку и собирался из листов катаной броневой стали : передняя часть – 11 мм, борта, корма и днище – по 6 мм, крыша – 4 мм. Силовая установка и топливный бак размещались спереди в полностью бронированном капоте. На второй модели танка использовался бензиновый 6-цилиндровый двигатель Chevrolet мощностью 95 л.с., а также механическая трансмиссия типа Marmon-Herrington CTLS-4ТА. Верхняя часть капота была выполнена полузакрытой и открытая часть закрывалась сеткой, через которую поступал воздух для охлаждения. При этом, установка двигателя стала более компактной, что позволило сократить длину машины. Основную часть корпуса занимало боевое отделение, которое было совмещено с отделением управления. Спереди находились места для водителя (слева) и его помощника (справа). Над их головами имелись вырезы под люки, откидывающиеся в разные стороны. Водитель вел наблюдение за местностью через два смотровых люка в лобовой части и в левом борту. На крыше боевого отделения устанавливалась открытая сверху башня с толщиной стенок 11 мм. Вращение башни осуществлялась только вручную, посредством поворотного механизма с левой стороны. В лобовой части башни, в общей маске-установке, монтировалось 2-фунтовое танковое орудие и спаренный с ней 7,92-мм пулемет Besa. Слева от них находился телескопический прицел. Обслуживал пушку и пулемет командир машины. Общий боекомплект состоял из 52 выстрелов и 12-14 ящиков с 225 патронами каждый (2700-3150 штук).
Прототип второго образца танка Скофилда был готов в декабре 1942 года и в течении 1943 года были проведены его ходовые испытания на о.Маори. Параллельно новозеландская армия испытывала разведывательные бронетранспортеры М3А1 "Scout" и Universal Carrier. Выяснилось, что танк Скофилда превосходит обоих "конкурентов" по бронированию и общей защищенности. По максимальной скорости на колесах он обходил обе машины, но на гусеничном ходу несколько уступал "универсалу". Запас хода в 420 миль (675 км) также были признан несомненным преимуществом. Но самое главное, конструкция второго прототипа оказалась более надежной, сравнительно с первым образцом. Тем не менее, решение о серийном производстве танка Скофилда так и не последовало. В 1943 году поставки танков стали проводится в более полном объёме и необходимости в выпуске новой машины больше не было. В этом отношении несколько необычным стал интерес к новозеландскому танку со стороны метрополии. Дело заключалось в том, что в ходе планируемой высадки в Нормандии предполагалось активное использование бронетехники. Доставить её на другой берег Ла-Манша могли только десантные планеры "Hamilcar", обладавших грузоподъёмностью 7100 кг, что накладывало определенные ограничения на массу перевозимой бронетехники. Планер мог доставить два "универсала", но в качестве полноценных машин поддержки они походили мало. Как временное решение использовались лёгкие крейсерские танки "Tetrarch", но полностью проблемы это не снимало из-за малочисленности последних (танки были сняты с производства ещё в 1942 году). Кроме того, десантная операция всегда сопровождается большим количеством санитарных потерь, а эвакуация раненых с поля боя задач отнюдь не тривиальная. Именно на эту роль неплохо подходил танк Скофилда, в боевом отделении которого имелось немного свободного места. Вдобавок, состав вооружения позволял эффективно бороться не только с легкой бронетехникой противника, но и оказывать огневую поддержку десантникам. Да и массогабаритные характеристики этой машины позволяли без труда перебрасывать её в грузовом отсеке планера. Совместив всё это Медицинский корпус британской армии проявил искреннюю заинтересованность в приобретении танка для всесторонних испытаний. Танк был доставлен в метрополию осень 1943 года и 11-го мая он был показан Британскому правительству на параде конной гвардии в Лондоне. Присутствовавшие были не столько поражены необычным видом танка (бывали образцы оригинальнее), сколько тем, что этот удачный образец техники был сделан в Новой Зеландии. После парада прототип был отправлен на полигон в Чобхем. Несмотря на ряд недостатков, традиционно связанных с ходовой частью, в целом мнение о новозеландском танке было положительным. Смена хода проходила достаточно легко, а по скоростным качествам машина выглядела весьма привлекательно. И всё же, серийная постройка танка Скофилда так и не состоялась, поскольку налаживание его серийного производства тогда посчитали нерациональным. Стараясь спасти наработки по своей машине Скофилд выступил с предложением создать на её основе 25-фунтовое самоходное орудие (что было сделано с "универсалом"), но британская армия уже заметно охладела к колесно-гусеничным танкам, отдавая явное предпочтение машинам более традиционных схем. Прототип танка отправили на временное хранение и после войны разобрали.
ТТХ : боевой вес - 6,5 т, экипаж - 3 человека, длина - 3990 мм, ширина - 2600 мм, высота - 2020 мм на гусеницах и 2100 мм на колёсах, силовая установка - двигатель Chevrolet, 6-цилиндровый, карбюраторный, мощностью 95 л.с., бронирование - противопульное 6-11 мм, скорость - 43,4 км/ч на гусеницах и 72,4 км/ч на колёсах, запас хода по шоссе - 560 км, вооружение - одна пушка 42-мм и один пулемёта 7,92-мм.
Надо заметить, что колесно-гусеничные танки в 1920 - 1930 годы пытались
строить во многих странах, что, по-видимому соответствовало духу того
времени. Однако ни во Франции, ни в Чехии, ни в Швеции не удалось
достигнуть совершенства машин Уолтера Кристи. Дело в том, что кроме него
конструкторы всех этих стран пошли по ошибочному пути, и на один и тот
же танк навешивали и гусеницы и колеса. Тем не менее, даже тогда, когда
сама концепция объединения колесного и гусеничного движителей была уже
очевидно непригодной для потяжелевших машин начала Второй мировой войны,
попытки создать колёсно-гусеничный танк все еще продолжались.
В 1940 году по всей Европе уже громыхала война, но на территории Новой
Зеландии царил мир. Но только де-факто, потому, что де-юре, как и
Великобритания, она находилась в состоянии войны с державами оси. Как бы
там ни было, а от угрозы вторжения не была застрахована и она, вот
почему новозеландцы начали срочно наращивать свои вооруженные силы.
Поступавшие предложения обсуждались и, если их находили заслуживающими
внимания, отправляли на реализацию. Одно из таких предложений поступило
от Е. Дж. Скофилда (E.J.Schofield), представителя компании "General
Motors" в Окленде; На встрече представителей правительства и армии он
продемонстрировал свою модель колесно-гусеничного шасси, которое и было
ими одобрено в качестве боевой машины для производства в Новой Зеландии.
Уже в июле 1940 года была начата работа по изготовления ее деревянного
макета, через месяц его сделали, после чего 19-го августа Военный
департамент заказал два натурных образца из металла для проведения
ходовых испытаний. Однако сделана была все-таки только одна машина, хотя
первоначальный успех настолько вдохновил "General Motors", что компания
заказала в Канаде 48 шасси "Шевроле" CKD 60 см, на базе которых и
должны были делаться танки, Шасси прибыли через год, когда заказ уже
аннулировали!
Тем не менее в декабре 1940 года прототип был готов
и его начали испытывать. Конструкция была весьма технологичной:
двигатель, коробка передач, задний мост и колеса были заимствованы от
3-тонного грузовика RHD "Шевроле" 4х2, а их переделки сведены до
минимума. Двигатель, так же как и на авто, располагался спереди, за ним в
центральной части корпуса - водитель и пулеметчик, и уже в корме еще
один пулеметчик в броневой башне. Вооружался танк пулеметами Виккерс,
причем его конструкция имела много довольно-таки оригинальных
особенностей. Например, крыша отделения управления могла подниматься
/при этом заднюю пулеметную башню требовалось разворачивать на 180 градусов,
сиденье водителя также можно было поднимать и опускать, чем достигался
хороший обзор из машины во время движения вне боевой обстановки.
Передние колеса не снимались вообще и были прикрыты изогнутым
бронелистом, что же касается задних, которые были ведущими, то при
движении на гусеницах они перевозились в специальных контейнерах по
обеим сторонам корпуса сзади, а когда нужно было ехать на колесах, то
силой мотора гусеницы опускались и два члена экипажа их вынимали и
укрепляли на задних осях ведущих колес гусеничного движителя. При
движении на колесах гусеничный движитель отключался , поэтому при
движении по шоссе гораздо он меньше изнашивался, и не портил дорогу, до и
скорость на колесном ходу была значительно выше. При переходе на
гусеничный ход продольная балка на которой закреплялись тележки колес
гусениц опускались и танк становился на гусеницы. Задние же колеса при
этом вывешивались и экипаж убирал их в контейнеры. Требовалось 7 минут
чтобы перейти с колес на гусеницы и 10 - с гусениц на колеса. Колеса
были не подрессорены, вследствие чего такой танк мог перемещаться лишь
по дорогам с хорошим покрытием. Но вот чтобы средняя часть гусеницы на
колесном ходу не провисала, ее приходилось с каждой стороны подвешивать
на цепочках.
Вес танка составлял 6 тонн, мощность 6-цилиндрового
бензинового двигателя "Шевроле" - 85 л.с. Запас хода на колесах
составляло 350 миль, а максимальная скорость движения около 50 миль в
час на колесах и 25 миль на гусеницах. Экипаж состоял из трех человек:
водителя, помощника-пулеметчика и командира стрелка.
Испытания
начались Неудачно, потому, что двигатель перегревался, много нареканий
вызывала система управления передними колесами. Тем не менее в декабре
1941 года испытательный пробег через Окленд машина выдержала. Пробег в
обратном направлении был менее удачен, так же, как и последующие
испытания на полигонах, где выяснилось, что Танк очень легко "теряет"
передние колеса во время движения на гусеницах. Кроме того танк обладал
невысокой проходимостью при передвижении на гусеницах по песчаным
грунтам.
Тем не менее проект заинтересовал целый ряд
специалистов, которые высказывались за то, чтобы машина была
усовершенствована в соответствии со сделанными замечаниями, а ее
вооружение - усилено. Скофилд предложил правительству пересмотреть
данный проект, обещая его улучшить, а главное поставить на танк
2-фунтовую 40-мм противотанковую пушку английского производства,
хорошо зарекомендовавшую себя в борьбе против танков. Финальный
вариант танка был изготовлен в декабре 1942 года в железнодорожных
Мастерских Хатт Валлей. Марина получилась куда более законченной и даже
чисто внешне выглядела намного совершеннее. Вся ходовая часть была
целиком заимствована с БТР "Universal Carrier", за исключением
поддерживающих роликов, броневые фальшборты гусениц убрали. Тяжелые
горизонтальные балки гусеничного движителя были заменены на более легкие
М-образные. Постоянных колес на танке не осталось и при движении на
гусеницах требовалось снимать обе пары - и переднюю и заднюю.
Конструкция при этом, однако упростилась, потому что передние рулевые
колеса теперь закреплялись на осях передних направляющих колес и
поднимались и опускались одновременно с задними, во время перемены хода.
От экипажа требовалось только снимать и надевать колеса, а опускались и
поднимались гусеницы как и раньше из танка. Двигатель, как и на первом
образце, располагался спереди, однако более компактно. Водитель сидел
справа, а его помощник - слева, при этом верхние люки у них открывались в
разные стороны. В открытой сверху башне размещались командир,
Выполнявший также роль заряжающего и стрелок-наводчик орудия. 7,92-мм
пулемет Беса (Besa) был спарен с 40-мм орудием справа, прицел - слева.
Боекомплект орудия составлял 52 снаряда и от 12 до 14 ящиков с
магазинами для пулемета, в каждом из которых содержалось по 225
патронов. Поворот башни осуществлялся вручную, посредством поворотного
механизма с левой стороны башни. Толщина брони башни спереди была - 11
мм, бортов и кормы - 6 мм, передней части корпуса - 11 мм, бортов, кормы
и днища - 6 мм, крыши корпуса - 4 мм.
Вес танка составлял 6,5
тонн, мощность 6-цилиндрового бензинового двигателя "Шевроле" - 95 л.с.
Трансмиссия - типа "Мармон-Херрингтон CTLS-4ТА". Запас топлива
обеспечивал радиус действия в 420 миль. Танк развивал около 50 миль на
шоссе и 20 миль на пересеченной местности.
Испытания в январе
1943 года на Маори были успешными, а главное они проводилось параллельно
с испытаниями разведывательного БА "Уайт" и БТР "Универсал", что
позволило более объективно оценивать все плюсы и минусы новой машины.
Было решено, что в целом машина удалась, причем даже настолько, что
интерес к ней проявили и в самой Великобритании, куда и отослали опытный
образец. В ходе испытаний главный интерес к ней проявил медицинский
корпус, считавший возможным использовать ее в качестве скоростной
бронированной скорой помощи и парашютно-десантных войсках, намереваясь
десантировать этот танк на европейском ТВД при помощи планеров "Хорса".
11
октября 1943 года танк был показан Британскому правительству на параде
конной гвардии в Лондоне, после чего на полигоне в Чобхеме опять
начались его испытания. Они вновь выявили ряд недостатков, однако в
целом конструкция себя оправдала и танк легко переходил с колес на
гусеницы и обратно. Было отмечено, что сделанные замечания в принципе
устранимы, однако производить такой танк британские военные посчитали
нерациональным. Дело в том, что в 1943 году в Новую Зеландию уже стали
поступать по ленд-лизу танки из США; а британские заводы производили
достаточно много собственной техники. Не получило поддержки и
предложение Скофилда создать на базе шасси 25-фунтовую самоходную пушку.
Свое недолгое существование этот танк закончил на свалке металлолома.
Комментариев нет:
Отправить комментарий