Истребитель танков (по современной классификации – боевая машина с тяжелым вооружением, БМТВ) «Тип 89» был разработан КБ завода №447 с использованием мощной 120-мм гладкоствольной пушки, создававшейся в Китае в соответствии с программой танка третьего поколения. Так как позднее необходимость в этой пушке отпала (китайцы скопировали советскую 125-мм 2А46) было решено использовать образовавшийся задел для создания самоходной противотанковой системы на гусеничном шасси. В результате на вооружение НОАК было принято небольшое количество таких машин, а их производство было прекращено в середине 1990-х годов ...
Как известно, с конца 1970-х гг. мировое танкостроение вышло на очередной уровень развития, так появились танки с мощным комбинированным бронированием, в том числе с динамической защитой, что делало устаревшими противотанковые боеприпасы предыдущего поколения. Китай также решил не отставать от других и начал программу разработки перспективного танка, который должен был оснащаться 120-мм гладкоствольной пушкой, аналогичной германской L44 в противовес советскому Т-72. Однако покупка технологии такой пушки на западе окончилась для китайцев провалом, в результате чего было решено вести разработку своими силами.
В 1978 г. китайское руководство официально утвердило программу разработки 120-мм орудия для перспективного основного боевого танка и самоходной противотанковой системы. При этом в техническом задании оговаривалась такая характеристика, как возможность поражения подкалиберным оперенным снарядом лобовой брони танка Т-72 с дистанции до 2000 м.
В период 1979-80 гг. первые прототипы орудия стали проходить интенсивные испытания (очевидно, китайцам всё же удалось приобрести на западе по крайней мере один экземпляр L44). Была получена максимальная начальная скорость БПС – 1700 м/с, а бронепробиваемость достигла 120 мм при угле встречи с бронёй 68 град. и скорости 1300 м/с и 204 мм при таком же угле на скорости 1411 м/с. Но несмотря на, в общем-то, положительные результаты, командование приняло решение в пользу развития более удачного 125-мм гладкоствольного орудия, скопированного с советского 2А46(один экспортный танк Т-72 с таким орудием китайцы приобрели на Ближнем Востоке). Тем не менее, работы по доводке 120-мм пушки заводом №774 продолжились, но уже для самоходной противотанковой системы, позже получившей обозначение «Тип 89».
Прототип истребителя танков «Тип 89» был закончен к 1984 году, после чего несколько месяцев продолжались его огневые испытания. В 1985 г. образец «Тип 89» был продемонстрирован на полигоне Нанку под Пекином, показав бронепробиваемость подкалиберным снарядом 450-мм брони на дальности 2000 м. В период 1987-88 гг. продолжались испытания, а с конца 1988 г. установка «Тип 89» начала производиться серийно, причём серийные машины несколько отличались от прототипа формой башни. К 1989 г. приблизительно 20 машин были переданы в строевые части НОАК, а окончательное принятие на вооружение состоялось в 1990 году. После постройки более ста серийных образцов истребителей танков «Тип 89», производство было остановлено.
Конечно необходимость в данной артиллерийской системе является весьма спорной. «Холодная война» закончилась, российско-китайские отношения с начала 1990-х гг. вновь нормализовались, а угроза «массированного вторжения с севера» стала абсурдной. Это раньше Китай всеми силами пытался наращивать противотанковые средства, опасаясь нападения СССР на Дальнем Востоке, теперь же эпоха «динозавров» аналогичных «Тип 89» прошла, так как сейчас боевые средства становятся более лёгкими и мобильными, оснащёнными современными электронными системами.
Конструктивно истребитель танков «Тип 89» выполнен на базе гусеничного шасси «Тип 321», на основе которого в Китае также создано большое количество артиллерийских и других систем. Силовое отделение машины с двигателем и трансмиссией находится в передней части корпуса, боевое отделение с башней кругового вращения – в корме. Место механика-водителя с люком в крыше и приборами наблюдения находится спереди слева (за МТО), а остальные члены экипажа – командир, наводчик и заряжающий – размещены в башне. Для их входа и выхода имеются люки в крыше, а также дверь в кормовом бронелисте, которая также используется для загрузки боезапаса. Корпус и башня машины сварены из плоских стальных бронелистов (максимальная толщина 50 мм), защищающих экипаж от пуль и осколков. Дополнительную защиту от кумулятивных боеприпасов создаёт решётчатая корзина на башне. Боевая масса «Тип 89» составляет 31 тонну.
Основное вооружение «Тип 89» – 120-мм гладкоствольная пушка длиной 50 калибров. Ствол орудия оснащён эжектором для извлечения пороховых газов и термозащитным кожухом. Полуавтоматическая система заряжания, по заявлениям китайцев, позволяет довести темп стрельбы до 10 выстр./мин, но, скорее всего, эта характеристика преувеличена. Боекомплект машины состоит из 30 выстрелов, в число которых входят оперённые подкалиберные, кумулятивные и осколочно-фугасные снаряды. Начальная скорость БПС составляет 1660 м/с, КС – 960 м/с, максимальная дальность стрельбы при этом – 2500 м и 9000 м соответственно. Вспомогательное вооружение состоит из 12,7-мм зенитного пулемёта на турели перед люком заряжающего с дальностью стрельбы 2000 м. В некоторых источниках упоминается спаренный с пушкой 7,62-мм пулемёт, но судя по фотографиям, его на самом деле нет.
Истребитель танков «Тип 89» не имеет систему управления огнём как таковую. Прицеливание осуществляется с помощью комбинированного (дневного/ночного) перископического прицела наводчика с встроенным лазерным дальномером, командир имеет упрощённый дневной прицел, а в качестве резервного установлен телескопический шарнирный прицел (его окно расположено слева от пушки). Вообще, внутренняя компоновка башни, расположение прицелов и рабочих мест экипажа и даже место для вытяжного вентилятора полностью идентичны танку «Тип 79» с 120-мм пушкой, который проходил испытания в 1990-х гг. Но так как орудие не имеет стабилизатора, прицельная стрельба из него возможна только с места.
Истребитель танков «Тип 89» оснащён двумя блоками дымовых гранатомётов (по 4 штуки), размещённых на лобовой части башни, а также имеет возможность создавать дымовую завесу путём впрыска топлива в выхлопной тракт двигателя. Машина также оснащена системой коллективной защиты с фильтровентиляционной установкой и быстродействующим противопожарным оборудованием.
«Тип 89» имеет 12-цилиндровый дизельный двигатель водяного охлаждения с турбонаддувом 12150L мощностью 520 л.с. и механическую трансмиссию планетарного типа. Максимальная скорость движения по шоссе составляет 55 км/ч, запас хода – 450 км. Ходовая часть состоит из шести опорных катков и трёх поддерживающих роликов (на борт), подвеска – торсионная, расположение ведущего колеса – переднее.
Тактико-технические характеристики : боевой вес - 31000 кг, экипаж - 4 человека, боевая скорострельность : 6-10 выстрелов в минуту, дальность стрельбы : 2500 м (БПС) и 9000 м (ОФС), начальная скорость БПС - 1660 м/с, начальная скорость ОФС - 960 м/с, двигатель - 12-ти цилиндровый дизель с турбонаддувом мощностью 520 л.с, максимальная скорость - 60 км/ч, запас хода - 450 км, вооружение : 1 пушка 120-мм (30 снарядов), 1 пулемёт 12,7-мм, 2 четырёхствольных дымовых гранатомёта, углы наведения орудия : по вертикали- от -8 до +18 градусов, по горизонтали- 180 градусов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий