13/11/23

Опытный учебно-боевой самолёт Venga TG-10 (Канада. 1987 год).

1) Venga TG-10 "Brushfire" был учебно-боевым самолётом разработанным в Канаде фирмой "Venga Aerospace" в конце 1980-х годов. Единственный прототип был уничтожен во время пожара так ни разу и не взлетев. TG-10 был реактивным одномоторным низкопланом с тандемным (один за другим) размещением экипажа-пилота и инструктора. В общем плане он несколько напоминал истребитель Northrop F-5, но в отличии от него имел двойной,несколько разнесённый во внешние стороны, киль ...
В конструкции очень широко применялись композиционные материалы. Публично был показан на Парижском авиасалоне в Ле Бурже в 1987 году. Создатели самолёта делали упор на его низкую стоимость и возможность замены турбореактивного двигателя на турбовинтовой с толкающим винтом. Фирма "Venga Aerospace" утверждала, что интерес к самолёту проявили "пять стран" с возможностью заказа 160-180 машин. Рассмотрен был также вариант лёгкого штурмовика и разведывательно-ударного БПЛА. Фирма также надеялась на возможность участия в конкурсе JPATS ВВС США, но этого не произошло. Как всегда сыграл свою роль недостаток финансирования проекта несмотря на партнёрство с китайской фирмой "Baosteel", заключение которого состоялось в 1994 году, незадолго до того,как первый прототип был близок к завершению. Но самолёт был уничтожен во время пожара в мае 1998 года и больше по этому проекту ничего не предпринималось. Хотя ещё в 2004 году "Venga Aerospace" надеялась на возобновление проекта.
ТТХ : экипаж - 2 человека, общая длина - 11,89 м, размах крыла - 8,23 м, высота - 4,04 м, площадь крыла- 12,5 кв.м, вес пустого - 1288 кг, вес взлётный максимальный - 3000 кг, двигатель - General Electric J85-GE-5, максимальная скорость - 890 км/ч, перегоночная дальность - 1760 км, вооружение могло размещаться на одном подфюзеляжном и четырёх подкрыльевых узлах грузоподъёмностью 180 кг каждый.
 
 
 
2) Канадской фирмой "Венга" разработан учебно-тренировочный самолет TG-10, который предназначается для обучения летного состава тактической авиации (на всех этапах подготовки) с выполнением фигур высшего пилотажа. В основу создания нового самолета были положены конструктивные схемы американских истребителей F-5E "Тайгер-2" и F-18A "Хорнет", а главной отличительной особенностью является изготовление планера полностью из композиционных материалов (КМ). В частности, основные лонжероны выполнены из КМ с алюминиевой матрицей и армированием волокнами углерода, другие высоконагруженные конструктивные элементы - из углепластика. Кроме того, широко используются слоистые конструкции с заполнителем из прессованного пенопласта и обшивки из стеклоткани, соединяемые эпоксидными смолами в вакууме. Такие конструкции, как считают канадские специалисты, существенно упрощают ремонт в полевых условиях. Ресурс планера вследствие повышенных (по сравнению с металлическими конструкциями) коррозионной стойкости и усталостной прочности составит, по их расчетам, около 10 тыс. ч налета.
К другим особенностям самолета TG-10 относятся модульность конструкции, способность осуществлять взлет и посадку на участки шоссейных дорог и полевые аэродромы, возможность применения (после соответствующего переоборудования) в качестве легкого одноместного штурмовика. Конструктивно TG-10 выполнен по схеме моноплан с низкорасположенным стреловидным крылом с положительным поперечным V, равным 2,5°. В состав механизации крыла входят предкрылки с электрическим приводом и дифференциально отклоняемые элероны с триммерами. Хвостовое оперение включает низкорасположенный стреловидный стабилизатор с рулем высоты и размещенные впереди него два киля с рулями направления. Все рули снабжены триммерами. Фюзеляж по схеме и внешнему виду аналогичен фюзеляжу истребителя F-5E. По его бокам в районе крыла находятся воздухозаборники с большими разделительными (щелеобразующими) перегородками, а на нижней части имеются воздушные тормоза с электрогидравлическим приводом. Шасси трехколесное. Проектные тактико-технические характеристики самолета TG-10 приведены ниже. Кабина экипажа двухместная, с тандемным расположением обучающегося и инструктора. Члены экипажа разделены внутренней перегородкой и размещаются на креслах, обеспечивающих катапультирование в аварийной обстановке при нулевой высоте и скорости полета. Фонарь общий, сбрасываемый. Органы управления и приборное оборудование дублированные, за исключением переключателей топливных насосов и панели управления оружием. Силовая установка опытного образца самолета TG-10 состоит из турбореактивного двигателя J85-GE-5 американской фирмы "Дженерал электрик" тягой 1330 кгс. В ходе серийного производства этот двигатель планируется заменить более современным и экономичным двухконтурным JT15D-4C канадского отделения американской фирмы "Пратт энд Уитни" тягой 1130 кгс. Топливо размещается в трех фюзеляжных баках общей емкостью 1220 л. При использовании самолета в качестве штурмовика предусматривается возможность подвески под фюзеляжем дополнительного сбрасываемого бака емкостью 265 л. Бортовое оборудование TG-10 упрощенное, стандартное для машин такого типа. Вооружение располагается на четырех подкрыльевых и одном подфюзеляжном узле подвески и может включать до трех 7,62-мм или 12,7-мм пулеметов с боекомплектом по 450 или 250 патронов соответственно, две 20-мм пушки с боекомплектом по 150 патронов, пусковые установки с НАР калибров 68, 70 и 81 мм, а также неуправляемые бомбы калибра до 250 фунтов. Кроме того, рассматривается возможность установки на этих же узлах малогабаритного подвесного разведывательного оборудования. Согласно сообщениям зарубежной печати, первый опытный образец самолета TG-10 собран в конце 1987 г. и в настоящее время ведутся его летные испытания.
 
ТТХ : экипаж - 2 человека, общая длина - 11,89 м, размах крыла - 8,23 м, высота - 4,04 м, площадь крыла- 12,5 кв.м, вес пустого - 1290 кг, вес взлётный максимальный - 3000 кг, вес топлива во внутренних баках - 900 кг, вес боевой нагрузки - 720 кг, тяга двигателя - 1330 кгс, максимальная скорость - 900 км/ч, скорость сваливания - 145 км/ч, время набора высоты 9000 м - 7,2 минуты, перегоночная дальность - 1760 км (с подвесным баком - 2350 км). 
 
"Зарубежное военное обозрение" №10, 1988 год.

Комментариев нет:

Отправить комментарий