18/12/23

Опытная 120-мм автоматическая зенитная пушка от "Бофорс" (Швеция. 1955 год).

К середине 1950-х годов в области ПВО сложилась достаточно неприятная ситуация. Опыт прошедшей войны говорил, что при достаточной плотности зенитного огня формации бомбардировщиков существенно теряют свою эффективность. Но появление ядерного оружия и реактивной авиации все поломало. Вместо армады бомбовозов прилетал один единственный скоростной самолет, который надо было сбивать любой ценой. Не 5% выбить из 200 самолетов, не 10% и даже не 50%. Гарантированно сбить, иначе все будет плохо. Для этого традиционная ствольная артиллерия годилась плохо : калибры с нужной скорострельностью не дотягивались по высоте, а скорострельность тех, что могли дотянуться была низкой. Нужно было на порядок поднять скорострельность, чтобы успеть завалить реактивный бомбардировщик ...
Компания "Бофорс" примерно в эти же годы конструировала скорострельную 155-мм гаубицу (ставшую в последствии единственным в своём роде "Бендкэнноном") и опыт этот был приложен к созданию еще более скорострельного 120-мм зенитного автомата. Однако, успешный результат создателей и военных разочаровал тем, что при чудовищном весе, цене и сложности всё равно задачу не решал. Расставить столько зенитных автоматов, чтобы они могли (с учетом досягаемости пушек) защитить, скажем, Стокгольм от прорыва носителей одной-единственной бомбы просто невозможно. Как и гарантировать с какой-то приемлемой вероятностью уничтожение неуправляемыми снарядами подобных целей.
Тем более, что рост скоростей самолетов и появление сверхзвуковых самолетов, способных нести ядерное оружие сократил время ведения огня до каких-то невозможно малых величин, а требуемое для засеивания всего конуса вероятностей количество снарядов получалось совсем безумным. Даже батареи, способные каждым орудием выплюнуть по 16 снарядов за полминуты задачу не решали. Наступала эпоха управляемых ракет, способных вдвоем-втроем сбить нарушителя с гарантией. Крупнокалиберные зенитки, даже скорострельные, остались в прошлом. (Исключение-флот,но это немного другой коленкор).
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий