Вот что бывает, если инженер, берущийся за решение задачи не стеснен никакими авторитетами и догмами. Как не был ими стеснен австралийский изобретатель Gatenby, предложивший армии в 1942 году пистолет-пулемет совершенно невероятной схемы с "плавающим" стволом . При выстреле сам ствол от врезающейся в нарезы пули продвигался вперед, натыкался на пружину и сжимал ее, а после того, как пуля вылетала из ствола - ствол начинал двигаться назад, одновременно в районе мертвой точки экстрагируя гильзу - и в конце отката надевался на поджидающий его очередной патрон. После чего второй пружиной возвращался в точку "ожидания выстрела". Решение экзотическое, но для патрона .45 оно оказалось неожиданно эффективным. Отдача стала невероятно мягкой, что положительно сказалось на точности стрельбы. Сам пистолет-пулемет испытаний не выдержал, но участвовавший в испытаниях военный инженер Рассел Робинсон (Russell S. Robinson) - да, тот самый, автор уникального крупнокалиберного пулемета "модель 14", загорелся идеей ...
Изготовив два улучшенных варианта системы Gatenby - Рассел решил вывернуть систему наизнанку и сделать пистолет, в котором затвор бы двигался по неподвижному стволу, реализуя примерно тот же алгоритм работы, но с классическим выкатом затвора (перед первым выстрелом затвор оттягивался вручную в заднее положение, а при выстреле улетал вперед, накапливая энергию "противоотката"). Кроме того, он придумал еще один хитрый ход. Видите? Вместе с организацией выката затвора вдоль неподвижного ствола - он "закрутил" ствол в противоположную нарезам сторону (чтобы компенсировать "закручивание" пистолета проходящей по нарезам пулей), так что трение в системе ствол-затвор, связанные через вращающийся специальный вкладыш дополнительно тормозила его откат. Решение неожиданное, но красивое. Потому что цикл автоматики получилось сделать безударным, но с приличным запасом энергии в крайних точках. Это то, кстати, что не получилось у Калашникова, - надежность работы автоматики АК обусловлена избытком энергии в движущихся частях, который приходят в крайние точки с приличным ударом. В результате, "model 11", завершенная им в 1944 году получилась уникальным 9-мм пистолетом-пулеметом, который вполне управлялся одной рукой без серьезного увода ствола при автоматической стрельбе.
Правда, при стрельбе одиночными были проблемы: выкат массивного затвора до выстрела - существенно снижал точность. Парадоксально: очередями автоматический пистолет Рассела стрелял точнее и кучнее, чем одиночными выстрелами. Созданная для участия в конкурсе на армейское "резервное оружие" система без проблем отстреляла 1600 патронов, показав уникальные результаты в части кучности стрельбы и управляемости оружия. По опыту боевых действий, к примеру, пистолет вставал на стоп с последним патроном в стволе, так что достаточно было вставить новый магазин - и можно было сразу продолжать стрельбу без дополнительных манипуляций даже и с затворной задержкой.
При необходимости же дострелить последний патрон это можно было сделать после извлечения пустого магазина, ведь спуск блокировался выступом на подавателе. Это резко сокращало задержки в стрельбе при смене магазинов и очень военным понравилось. Ради такого дела они даже отказались от требования к PDW автоматически выбрасывать пустой магазин.
Однако, покуда суд да дело - война закончилась. Неспешно совершенствуя свою систему Рассел ввел плечевой упор (прикладом это назвать можно с натяжкой, но с учетом мягкости и равномерности отдачи его системы - большего и не требовалось), а потом ... Потом интерес к таким PDW у военных Содружества пропал полностью, тем более, что решить проблему точности при стрельбе одиночными так и не удалось, да и проблемы с загрязнением либо полуоткрытой ствольной коробки, либо трущихся частей ствола остались, ну а мистера Рассела ... Его оценили, да. И вызвали в Метрополию, где он принимал участие в создании послевоенного поколения английских автоматических винтовок. А потом он переехал в США.
Комментариев нет:
Отправить комментарий