17/12/23

Проект дальнего тяжёлого бомбардировщика "ББ" конструкции Поликарпова (СССР. 1944 год).

В апреле 1943 года вышло правительственное постановление об усилении и развитии авиации дальнего действия. Хотя оно не было доведено до сведения всех главных конструкторов, в октябре 1943 года, работая над проектом НБ, из анализа тенденций данного вида техники Николай Николаевич Поликарпов понял, что и НБ, и другие дальние бомбардировщики скоро не будут удовлетворять перспективным требованиям. На повестке дня стояла задача создания тяжелого стратегического бомбардировщика с хорошими летными характеристиками и большой бомбовой нагрузкой. Опыт боевого применения Пе-8, авиации союзников против Германии и Японии показал, что воздушные налеты имеют успех, если бомбардировщики имеют мощное оборонительное вооружение, способное на дальних дистанциях расстреливать атакующие истребители ПВО противника, обладают хорошей живучестью ...
В конце 1943 года в ходе совещаний с генерал-полковником Худяковым была сформулирована концепция нового самолета и определены основные требования к нему: максимальная скорость — 550 км/ч, экипаж - пять человек, бомбовая нагрузка — от 2 до 5 тонн (в зависимости от дальности). Пять пушек калибра 23 мм должны были обеспечивать круговой обстрел. Николай Николаевич всегда предпочитал вместо слова «бомбардировщик», особенно когда это касалось тяжелых машин, использовать другое — «бомбовоз». Поэтому проектируемая машина у него получила обозначение ББ — «большой бомбовоз». Облик ББ сложился в марте 1944 года. Взлетный вес самолета составлял 26 т, площадь крыла — 100 кв.м., размах — 24,5 м, четыре двигателя должны были обеспечить достижение требуемой максимальной скорости (не ниже 550 км/ч) и высотности. Экипаж размещался в передней и задней гермокабинах, а также в двух гермокабинах, размещенных под крылом в прилегающих к фюзеляжу мотогондолах. Оборонительное вооружение включало: 1) спаренные пушки калибра 23 мм на передней и кормовой установках; 2) по одной 23 мм пушке под крылом в установках за гондолами внутренних двигателей; 3) по одной 23 мм пушке в средней части фюзеляжа по каждому борту на дистанционной установке; 4) две 23 мм пушки и одна пушка калибра 45 мм в двух верхних турелях, располагавшихся вместе ближе к килю уступом, «как на крейсерах», или — предпочтительный вариант — две верхние турели с одной 45 мм пушкой. Главной особенностью вооружения являлось стремление добиться не только кругового обстрела, но и по возможности для большинства секторов — перекрестного. К середине 1944 года эскизное проектирование самолета близилось к окончанию. Оставалось определиться с типом мотора. Требовалась мощность не менее 2200-2500 л.с. Николай Николаевич склонялся к использованию двигателей А. А. Микулина. Но завершить задуманное не удалось.
 
Источник - Иванов В. П. Самолёты Н. Н. Поликарпова. — М., РУСАВИА, 2004.
 
P.S. Если только в книге-источнике не опечатка может кто мне скажет : а какой смысл использовать в качестве ОБОРОНИТЕЛЬНОГО оружия пушку калибра 45-мм? Боезапас мал - совсем не для воздушного боя, скорострельность - то же самое, манёвренность турели с такой пушкой я думаю тоже не очень. Или были в СССР какие-то проекты неизвестных мне 45-мм орудий для воздушного боя?

Комментариев нет:

Отправить комментарий