22/12/23

Проект гидросамолёта МТБ-2 Бартини (СССР. 1929 - 1930 год).

Разработан Р.Л.Бартини в 1929-30 гг. в соответствии с ТТТ к «Тяжелому морскому бомбардировщику-торпедоносцу МТБ-2 лодочного типа металлической конструкции под 6 моторов М-34 общей мощностью 5000 л.с.» Назначение самолета определялось, как : «...Разрушение и уничтожение кораблей противника при стоянке на базах и на походе в море. Разрушение баз флота противника и его укрепленных районов побережья. Содействие высадке своих десантов и поддержка своей, действующей у побережья, армии» ...
Метод применения : «...Полет как группой, так и в одиночку, бой — оборонительный, основанный на максимальном использовании огневой мощи своего вооружения. » Последовательность требований по степени их важности вполне в духе того времени: грузоподъемность, дальность действия, огневая «независимость» (т.е. сферический обстрел), мореходность и, на последнем месте, горизонтальная скорость. Бомбовая нагрузка до 3200 кг, экипаж до 10 человек. Сбрасываемый груз состоял из различных комбинаций бомб калибром 100, 250, 500. 1000 и 2000 кг. Требования особо оговаривали размещение бомб калибром до 250 кг внутри лодки в кассетах, со сбрасыванием через люки в днище или бортах лодки. Кроме того, «взамен бомбовой нагрузки должно быть предусмотрено расположение особого сбрасываемого груза, весом каждого объекта в 1000, 1600, 2000 кг. Установка этих грузов должна быть согласована с Остехбюро». Оборонительное вооружение МТБ-2 состояло из автоматической пушки калибра 20-37 мм на носовой турели, спарки пулеметов ДА на задней турели и еще одного ДА в хвостовой турели. В перегрузочном варианте добавлялись две выдвижные турельные установки — на правом и на левом крыле, с одним ДА каждая. МТБ-2 при нормальной нагрузке должен был иметь следующие летные данные: горизонтальную скорость не менее 200 км/ч на высоте 3000 м при номинальной мощности двигателей. Дальность полета 2400 км на боевой высоте 3000 м при эксплуатационной скорости 0,8 максимальной. Посадочная скорость — не более 100 км/ч. Время взлета - не более 40 сек. Допустимый угол планирования не менее 20 град. Особо оговаривалась возможность продолжения полета с одним или даже двумя остановленными двигателями.
Основные данные проекта МТБ-2 (1930)

Размах (м)....................................53,0
Длина (м).....................................31,0
Высота (м).....................................9,0
Вес пустого (кг) .............................. 23500
Вес боевой нагрузки (кг)........................4940
Вес горючего (кг) ...................... 10000 -12300
Вес взлетный (кг).............................40000
Площадь крыла (кв.м)..........................372,1
Двигатели (л.с.) ..........................4800-6000
Центровка, % ...................................33
Вооружение: .............Пушки в носовых установках, 2x37 мм, пулеметы ДА (4-6 спарок) 8-12x7,62 мм Максимальная бомбовая нагрузка до 6000 кг (торпеды: 4-6x1000 кг, бомбы:2х2000 кг, 5x1000 кг - под центропланом, в кассетах: 10x500 кг, 20x250 кг, 50x100 кг)

Интересно, что на ориентировочной схеме размещения экипажа МТБ-2 представлялся в виде обычного однолодочного моноплана. Выбор схемы с двумя лодками появился в связи с требованиями Остехбюро по подвеске крупногабаритных подвесок, одним из вариантов являлся сбрасываемый (отцепляемый после посадки на воду) радиоуправляемый катер-мина. В окончательном виде проект Р.Л.Бартини был предложен в 1930 году как разработка авиазавода №22. Во многом, по своим размерам и назначению подобен появившемуся позднее цаговскому МК-1 (АНТ-22). На вопрос, была ли возможна дальнейшая проработка и постройка МТБ-2, можно ответить отрицательно и вот почему. Для того, чтобы добиться постройки такого огромного самолета, поначалу следовало в авиапромышленности «прорасти». Организовать свое КБ, добиться производственной базы (т.е. закрепиться на каком-либо авиазаводе), зарекомендовать себя успешным осуществлением меньших конструкций, заручиться поддержкой кого-либо из советских бонз. Р.Л.Бартини, после нескольких лет службы в авиации на Черном море к описываемому моменту лишь недавно появился в Москве (хотя и работал здесь до черноморской командировки). В 1930 году он не обладал ни достаточными связями, ни возможностями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий