02/12/23

Опытная авиационная пушка с коническим стволом ТКБ-369 (СССР. 1946 - 1948 год).

Работы над оружием с коническим стволом велись также и в СССР, например в КБ Грабина. Но также были попытки разработки авиационных орудий. Например автоматическая авиационная пушка конструкции Михаила Самуиловича Кнебельмана. Фотографий пушки ТКБ-369 найти пока не удалось, но фото снарядов к ней прилагается. В ЦКБ-14 начатые в военные годы исследования по коническим стволам после войны продолжил инженер-майор Кнебельман. В 1946 году это учреждение получило от ВВС заказ на разработку мощной автоматической авиационной пушки, которой предполагалось вооружать истребители и штурмовики, пилоты которых должны были поражать наземные бронированные цели, в том числе и подвижные. Её задумывали универсальной, чтобы была возможность установки оной как в развале циллиндров двигателя, так и в крыльях ...
Кнебельман спроектировал опытную автоматическую пушку ТКБ-369 с циллиндро-коническим каналом ствола калибром 37-мм у казенника и 25-мм у дульного среза. Её автоматика действовала за счёт отвода части газов из канала ствола. Затвор был поворотного типа. Суживающуюся часть (дульную насадку) выполнили из заготовки ствола пушки ВЯ-23 калибра 23-мм. При этом длина его рабочей части составляла 820-мм. Перед выстрелом детали ударно-спускового механизма находились в переднем положении, а темп огня составлял 300-350 выстрелов в минуту. Боеприпасы находились в металлической ленте и могли подаваться в патронник как слева, так и справа - в зависимости от конструктивных особенностей самолёта. Для уменьшения отдачи имелся дульный тормоз. Масса пушки составляла 105 кг, длина - 2966 мм, ширина - 255 мм, высота - 176 мм. Патрон весил 900 грамм, снаряд - 212 грамм, давление пороховых газов при выстреле составляло 3000-3200 кг/кв.см. Испытания пушки проводились с 20 октября по 16 декабря 1948 года. В их ходе отрабатывали баллистические характеристики и устройство насадок. Например одну из них подвергли термообработке при закалке в масле, у другой длину рабочей части уменьшили до 580 мм, у третьей применили азотирование канала ствола длиной 480 мм. Дело в том, что из-за повышенного давления газов и ускоренного движения снаряда с обжимаемыми элементами заметно сокращались срок службы ствола и снижалась эффективность боеприпасов. Испытателям удалось получить начальную скорость снаряда в 1400 м/с, что вполне соответствовало требованиям заказчика. Для сравнения можно заметить, что начальная скорость снаряда у пушки НС-37 калибра 37-мм, которая считалась в те годы одной из наиболее мощных не превышала 900 м/с. Вместе с тем в испытаниях были замечены и отрицательные моменты : после 830 выстрелов были зафиксированы 17 задержек, что было признано чрезмерным. 

Источник - журнал "Оружие". № 4 за 2004 год..

Комментариев нет:

Отправить комментарий