07/12/23

Опытное морское тяжёлое орудие Б-37 (СССР. 1939 год).

406-мм морская пушка Б-37 — советское корабельное орудие калибра 406,4 мм (16 дюймов). Орудиями типа Б-37 в трёхорудийных башенных установках, получивших шифр МК-1 (Морская корабельная № 1), предполагалось вооружить линейные корабли типа «Советский Союз», а на рубеже 1940—1950-х годов (в модернизированных башенных установках МК-1М) линейные корабли проекта 24. В связи с прекращением строительства линейных кораблей типа «Советский Союз» в июле 1941 года работы над созданием орудия Б-37 и башни МК-1 к нему были остановлены ...
Одна из опытных пушек Б-37 в 1941—1944 годах принимала участие в обороне Ленинграда от немецких войск и в составе батареи № 1 Научно-исследовательского морского артиллерийского полигона поддерживала войска Ленинградского и Волховского фронтов на различных направлениях. За период боевых действий из пушки Б-37 был сделан 81 выстрел по войскам противника. Выбор 406-мм калибра для артиллерии советских линкоров типа «Советский Союз» был обусловлен наличием орудий такого же калибра на наиболее мощных линкорах зарубежных флотов. Попытки повысить калибр артиллерии главного калибра (в период Первой мировой войны) закончились неудачей и не получили дальнейшего развития. В то же время, сведения о намерениях повысить калибр перспективных иностранных линкоров сверх 406 мм в 1936 году у советского военно-морского руководства отсутствовали. В Российской империи и позднее в СССР наибольшим освоенным промышленностью для морских орудий был калибр 356 мм. Исследования, выполненные Военно-морской академией, показали, что при водоизмещении линкора 50 000 т 3×4 356-мм башни будут менее эффективными, чем 3×3 406-мм, и такими же эффективными, как 2×3 457-мм башенные установки. От применения орудий калибра 457 мм отказались, опасаясь технологических трудностей (масса одной трёхорудийной башни должна была составить до 3000 т). Тактико-технические требования на трёхорудийную башенную установку МК-1 были разработаны сотрудниками АНИМИ летом 1936 года и позднее неоднократно корректировались. По первоначальному проекту ТТХ пушки Б-37 были следующие: вес снаряда — 1105 кг, начальная скорость — 870 м/с, дальность стрельбы — 49,8 км, угол вертикального наведения — 45°, давление в канале ствола — 3200 кг/см². Бронебойный снаряд согласно требованию тактико-технического задания должен был пробивать бортовую броню толщиной 406 мм под углом 25° от нормали на расстоянии 13,6 км. Конструкторами пушки были проведены расчёты двух вариантов нарезки: в 25 и 30 калибров постоянной крутизны. Помимо этого, были разработаны два варианта ствола: скреплённый и лейнированный.
Разработка орудия Б-37 велась ленинградским заводом «Большевик» в 1937—1939 годах на основе постановления СТО при СНК СССР от 16 июля 1936 года. Качающаяся часть пушки Б-37 разрабатывалась под руководством профессора Евгения Георгиевича Рудяка, им же велось фактическое руководство работ по созданию орудия. Разработка ствола велась М. Я. Крупчатниковым (1897—1978), которого «по праву называют основоположником и практиком теории проектирования стволов крупнокалиберной артиллерии». Затвор с казёнником и уравновешивающий механизм разрабатывал Г. Волосатов. Лейнер пушки был спроектирован в НИИ-13, разработка люльки с противооткатными механизмами велась в конструкторском бюро Ленинградского Металлического завода под руководством А. Толочкова. Проектирование и разработка рабочих чертежей снарядов были выполнены Ленинградским филиалом НИИ-24, взрывателей — ЦКБ-22, порохов — НИИ-6 НКБ. Окончательный вариант технического проекта орудия Б-37 был создан в сентябре 1937 года и утверждён КО при СНК СССР в начале 1938 года. Разработка трёхорудийной башенной артиллерийской установки МК-1 была инициирована постановлением СТО при СНК СССР от 16 июля 1936 года. Технический проект башенной установки МК-1 с качающимися частями Б-37 был выполнен в апреле 1937 года. Башенная установка вместе с артиллерийскими погребами проектировалась на Ленинградском Металлическом заводе имени Сталина под руководством Д. Е. Бриля. По проекту 1937 года башня оснащалась 46 электродвигателями мощностью 1132 л. с. Эскизный проект башенной установки МК-1 был завершён ЛМЗ в мае 1937 года. Рабочие чертежи МК-1 были готовы к 1938 году. По воспоминаниям начальника Артиллерийского управления ВМФ генерал-лейтенанта И. С. Мушнова, один комплект этих чертежей включал в себя 30 тысяч ватманов, и, будучи разложены в виде ковровой дорожки, они протянулись бы на 200 км. 11 апреля 1938 года на заседании Совета исполнения заказов по военному судостроению рассматривался вопрос «О состоянии проектирования 16-дюймовых башенных установок для линкоров „А“». Комиссии под председательством М. М. Кагановича, в которую также вошли П. А. Смирнов, А. Д. Брускин, И. С. Исаков, И. Ф. Тевосян, Б. Л. Ванников и С. Б. Волынский, было поручено «разработать и представить 20 апреля 1938 г. Совету исполнения заказов мероприятия по ускорению опытных работ и подготовки к изготовлению 16-дюймовых орудий и башенных установок на заводах „Большевик“ и „Новокраматорский“». На состоявшемся 21—22 апреля очередном заседании Совета исполнения заказов присутствовали В. М. Молотов, А. А. Жданов, М. М. Каганович, А. Д. Брускин, П. А. Смирнов, И. Ф. Тевосян и «приглашались» Акулин, Егоров, Ванников, Устинов, Шипулин, Иванов, Ласин, Тылочкин, Горемыкин, Рябиков; заседание обсудило проект постановления НКОП «О мероприятиях по ускорению рабочего проектирования 406-мм (16-дм) орудий и 3-х орудийных башен» и постановило «внести этот проект на утверждение Комитета обороны при СНК СССР». В одном из докладов наркома ВМФ П. А. Смирнова (1938 год, № 257421) отмечались причины, вызвавшие «замедление» рабочего проектирования: «Технический проект 406-мм орудия заводом „Большевик“ не закончен из-за незавершения опытных работ по автоматическому стреляющему приспособлению и уравновешивающему механизму замка, что может задержать изготовление опытного образца орудия на заводе „Баррикады“. Задерживаются опытные работы на Ленинградском Металлическом заводе (им. И. В. Сталина) по противооткатным устройствам и муфте Дженни».
Для создания орудия Б-37 использовались наработки по ранее разработанным проектам артиллерийских установок калибра 305 и 356 мм, а также данные, полученные при испытаниях опытного затвора на заводе «Большевик» и отстреле на Научно-исследовательском артиллерийском полигоне (НИАПе) опытного лейнера в 356/52-мм пушке, перестволенной в 305-мм. С началом Великой Отечественной войны все работы по дальнейшему развитию конструкции пушки Б-37 и созданию башни МК-1 были прекращены.
 
Изготовлено, ед.: 12 стволов
История службы
Годы эксплуатации: 1941—1944 (боевая эксплуатация),
позднее — опытное орудие.
Войны и конфликты: Великая Отечественная война
Характеристики орудия
Марка орудия: Б-37
Калибр, мм: 406,4
Длина ствола, мм/калибров: 20 720 / 50
Длина канала ствола, мм: 19 857
Объём каморы, дм³: 441,2
Тип затвора: поршневой двухтактный
Масса ствола с затвором, кг: 136 690
Масса снаряда, кг: 1108
Начальная скорость снаряда,
м/с: 830
Скорострельность,
выстрелов в минуту: 2—2,6 (в зависимости от угла возвышения)
Характеристики артустановки
Марка артустановки: МК-1
Общая масса АУ, кг: 2 364 000
Масса вращающейся части, кг: 2 087 000
Радиус обметания по стволам, мм: 19 600
Расстояние между осями орудий, мм: 2890
Длина отката, мм: 1460
Угол подъёма ствола, °: −2/+45
Максимальная скорость вертикального наведения, °/с: 6,2
Максимальная скорость горизонтального наведения, °/с: 4,55
Максимальная дальность стрельбы, м: 45 670
Бронирование: противоснарядное
Расчёт установки, чел.: 100
Боекомплект на ствол: 100
 
Скреплённый ствол пушки Б-37 состоял из внутренней трубы, четырёх скрепляющих цилиндров, кожуха и казённика. Впервые в истории русской артиллерии крепление казённика на ствол осуществлялось не на резьбе, а шпильками и упорным кольцом. Внутреннее устройство лейнированного ствола, с которым орудие пошло в серийное производство, было аналогично устройству скреплённого ствола. Замена лейнера у лейнированного ствола могла производиться в условиях корабля, стоящего у причальной стенки (для этого, по предварительным оценкам, требовалось около 200 часов). Диаметр лейнера составлял от 570 до 512 мм. Затвор ствола был поршневым двухтактным с трёхступенчатой нарезкой, открывался вверх и имел пневматический уравновешивающий механизм. Приводы затвора действовали от электродвигателя или открывались/закрывались вручную. Электродвигатель привода был закреплён на кронштейне с правой стороны крышки люльки. Вес качающейся части орудия составлял 197,7 т. Стреляющее устройство действовало на гальвано-ударном принципе. Средствами воспламенения заряда служили гальваническая трубка ГТК-2 и ударная трубка УТ-36. Досылка боеприпаса в орудие производилась с помощью пробойника цепного типа. Полная длина ствола пушки Б-37 составляла 50 калибров или 20 720 мм. Скорострельность пушки Б-37 зависела от углов возвышения при стрельбе: при углах возвышения до 14° составляла 2,5 выстрела в минуту на ствол или 1,73 выстрела в минуту при углах возвышения более 14° (по другим данным — 2,6 выстрела в минуту при углах возвышения до 20°, 2,5 выстрела в минуту при углах возвышения до 27,5°, 2,4 выстрела в минуту при углах возвышения до 30° и 2,0 выстрела в минуту при углах возвышения до 40°). Боекомплект каждого орудия состоял из 100 выстрелов. Живучесть ствола орудия Б-37 при давлении 3000 кг/см² в канале ствола оценивалась в 300 выстрелов.
Башенная установка МК-1 была бронированной. Броня лобовой стенки достигала 495 мм, боковых стенок — 230 мм, задней стенки — 410 мм, барбета — 425 мм, крыши — 230 мм, шельфа — 180 мм. Кроме этого, боевое отделение разделялось поорудийно броневыми траверсами толщиной 60 мм. Общая масса брони одной башенной установки составляла 820 т. Общий вес башенной установки МК-1 — 2364 т, вес вращающейся части башни достигал 2087 т. Вращающаяся часть башни опиралась на шаровой погон диаметром 11,5 м со 150 стальными шарами диаметром по 206,2 мм (шаровой погон был импортным, но на случай его непоставки был разработан проект замены шаров в погоне на горизонтальные катки советского производства. Горизонтальные нагрузки при выстреле должны были воспринимать и передавать их на корпусные конструкции 204 вертикальных катка. Заряжание орудий башенной установки производилось при постоянном угле заряжания 6°. Каждое орудие башни имело индивидуальную люльку. Система противооткатных устройств состояла из двух пневматических накатников (один над стволом, другой под стволом), четырёх тормозов отката и наката веретённого типа и четырёх дополнительных буферов наката симметрично оси орудия. Откатная часть орудия весила 141 т. Вариантов уравновешивающего механизма имелось несколько, в том числе пневматический и грузовой. Качающийся 180-мм щит орудия состоял из верхней и нижней половин.
Вертикальная и горизонтальная наводка орудия производилась при помощи электрогидравлических механизмов наведения (приводов) с регуляторами скорости (муфтами Дженни). Муфта Дженни представляла собой гидравлический механизм, конструктивно состоявший из двух частей, разделённых распределительным диском. Одна из частей была соединена с электродвигателем, от которого получала энергию, и служила насосом, вторая часть соединялась с исполнительным механизмом — гидромотором. Муфта Дженни позволяла плавно изменять скорость вращения исполнительного механизма при постоянной скорости электродвигателя, а также останавливать исполнительный механизм и менять направление его вращения. От наклона распределительного диска зависели скорость и направление вращения выходного вала при постоянной скорости и направлении вращения входного вала. Муфта Дженни действовала и как эластичный, но надёжный тормоз, позволявший почти моментально, без удара менять направление вращения выходного вала, идущего с большой скоростью. Каждое орудие могло самостоятельно наводиться в вертикальной плоскости с помощью механизма вертикального наведения с двумя боковыми зубчатыми секторами, горизонтальное наведение осуществлялось поворотом всей башенной установки при помощи двух лебёдок. Максимальный угол вертикального наведения составлял 45°, минимальный −2°. Управление горизонтальным и вертикальным наведением сводилось к повороту наводчиком рукоятки, связанной с распределительным диском. В особой выгородке башни должен был производиться монтаж 12-метрового стереодальномера. В кормовой части башни, в отдельной выгородке, предполагалось разместить башенный центральный пост с автоматом стрельбы (или прибор 1-ГБ). Для автономного управления огнём башни МК-1 оснащались стабилизированными прицелами МБ-2. Максимальная дальность стрельбы достигала 45 670 м (245 кабельтовых). В 1941 году АНИМИ предложил разработать проект модернизации башни МК-1 для их применения к проектам 23-бис и 23-Н-У. По нему предполагалось переделать электросхемы и механизмы башенной установки.
Каждая башня МК-1 должна была иметь по 2 погреба — снарядный и под ним (как менее чувствительный к детонации при подводных взрывах) зарядный. Зарядный погреб был отделён от второго дна одним междудонным пространством. Оба погреба были смещены относительно оси вращения башен в нос или корму, что обеспечивало повышение взрывобезопасности корабля, так как в случае взрыва в боевом отделении башни или воспламенения в нём или в трактах подачи заряда, форс огня должен был ударить не в артиллерийский погреб, а в трюм. Погреба и тракт подачи боезапаса были снабжены системой спринклерного орошения, работающей от пожарной магистрали. Для борьбы с пожарами в погребах были предусмотрены пневмоцистерны, служившие резервными источниками рабочей воды. Пожарная система могла срабатывать автоматически — от инфракрасных и температурных датчиков. Погреба главного калибра линкоров типа «Советский Союз» отделялись от соседних «тёплых» отсеков коффердамами шириной не менее 0,5 м. Погреба и помещения башен имели выхлопные крышки, которые могли автоматически открываться при резком повышении давления, сопутствующему воспламенению боезапаса. Все вышеперечисленные противопожарные средства отрабатывались на натурном макете зарядного погреба главного калибра, где при экспериментах было сожжено несколько полноразмерных 406-мм зарядов. Погреба башен МК-1 могли быть затоплены через перепускные клапаны в палубах. Время затопления зарядных погребов должно было составить 3—4 минуты, а снарядных погребов — около 15 минут. Каждый снарядный погреб вмещал 300 406-мм снарядов, а зарядные погреба вмещали 306—312 зарядов каждый (с учётом вспомогательных зарядов для согревания каналов стволов перед стрельбой при отрицательных температурах). Подача и перегрузка боеприпасов от погребов производилась зарядниками, движущимися по вертикальным криволинейным направляющим, и поворотными платформами. Все процессы подготовки к выстрелу были механизированы и частично автоматизированы. Отдельные участки тракта подачи боезапаса отсекали устанавливаемые на нём водогазонепроницаемые захлопки. Боекомплект артиллерийской установки МК-1 должен был включать 406,4-мм снаряды: бронебойные (рассчитаны на пробитие 406-мм брони под углом 25° от нормали с дистанции 13,6 км, фугасность — 2,3 %), полубронебойные (фугасность 8 %) и фугасные в комплекте с усиленно-боевыми и уменьшенными зарядами. Этот набор зарядов позволял наиболее гибко использовать артиллерию главного калибра в бою, а применение усиленно-боевого заряда вместе со специальным сверхдальнобойным снарядом (создать который не успели) позволило бы вести огонь на дистанциях до 400 кабельтовых (73 км). Пониженно-боевой заряд должен был поражать корабли внезапно обнаруженного противника через палубу на дистанциях до 40 кабельтовых ночью и в условиях плохой видимости. К началу Великой Отечественной войны были созданы только бронебойный и полубронебойный 406-мм снаряды. В качестве заряда к выстрелу использовался картузный пороховой заряд массой 320 кг. 406-мм бронебойный снаряд способен был пробивать вертикальную броню толщиной 614 мм (осколками) на расстоянии 5,5 км, или на той же дистанции аналогичную броню толщиной 405 мм, оставаясь при этом целым. На дистанции 38,4 км снаряд мог пробивать броню толщиной 241 мм. Фугасный снаряд (разработать его не успели) должен был проникать в грунт на глубину до 22 м, оставляя при этом воронку диаметром 10,12 м.
В послевоенное время было создано и рассмотрено несколько проектов использования качающейся части Б-37 как в корабельных, так и в береговых башенных установках, а также на специальных железнодорожных транспортёрах СМ-36 с 406-мм пушкой. Под орудие проектировали снаряд с ядерным зарядом, рассматривалась и возможность смены нарезного ствола на гладкий для стрельбы авиабомбами. Все эти проекты реализованы не были. По оценке А. Б. Широкорада, пушка Б-37 являлась лучшим в мире образцом 406-мм орудия как среди серийных, так и опытных пушек Второй мировой войны, во многом благодаря лучшим в мире баллистическим характеристикам. Орудия Б-37 были несколько более дальнобойными, чем орудия главного калибра на любом из иностранных линейных кораблей. Наличие этих орудий на линейных кораблях проекта 23 (тип «Советский Союз») должно было позволить последним считаться одними из самых мощных артиллерийских кораблей в мире, уступающим по «наступательным» возможностям только японским линкорам типа «Ямато», вооружённым девятью 460/45-мм орудиями, и недостроенным американским линкорам типа «Монтана», вооружённым двенадцатью 406/50-мм орудиями. Артиллерийская установка МК-1 являлась этапной для отечественной промышленности, не имевшей до этого опыта создания столь мощных артиллерийских систем. По мнению С. И. Титушкина, советские специалисты создали «для своего времени первоклассное по всем характеристикам крупнокалиберное корабельное орудие, не уступавшее лучшим зарубежным образцам». Существуют и полярные оценки орудия: американский исследователь Тони ДиГиллиан отмечает, что результаты испытаний пушки выявили низкое качество снарядов и взрывчатого вещества; ДиГиллиан также сомневается в том, что практическая живучесть орудийных стволов могла быть выше 150 выстрелов. Тем не менее, его оценка живучести орудия расходится с результатами испытаний орудия со скреплённым стволом на полигоне НИМАП.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий