13/12/23

Проект стратегического бомбардировщика М-60Б (СССР-Россия. 1986 - 2001 год).

Проект стратегического бомбардировщика. Разработка концепции многоцелевого высотного дозвукового самолета (МВДС) начата в инициативном порядке КБ ЭМЗ им. В,М,Мясищева в 1979 г. Главный конструктор - М.А.Гурьянов (с 1994 г. по 1997 г., до того руководитель темы НИР), заместитель - Б.М.Морковкин. 26 февраля 1986 г. выходит указание министра авиационной промышленности И.С.Силаева о проведении НИОКР по МВДС. В мае 1985 г. на ЭМЗ начинается тема "Теоретические, проектные и экспериментальные исследования по созданию широкофюзеляжного самолета" (шифр "60") ...
В начале 1986 г. оформлено и представлено в МАП СССР техническое предложение на создание МВДС двойного назначения. 11 мая 1986 г. выходит приказ МАП СССР №1114 о проведении НИР по теме "60". В конце 1989 г. заключается договор между ЭМЗ и МАП СССР на разработку аванпроекта МВДС двойного назначения. 15 мая 1991 г. материалы аванпроекта по гражданскому варианту самолета рассмотрены руководством МАП СССР, которое приняло решение о подготовке ТЗ на разработку самолета. В июле 1991 г. материалы аванпроекта представлены комиссии военного Заказчика, которая одобрела представленные материалы и рекомендовала разработать эскизный проект самолета. В октябре 1991 г. подписан договор на разработку эскизного проекта М-60.
По состоянию на ноябрь 1998 г. ЭМЗ им.В.М.Мясищева с проектом самолета М-60Б принимает участие в конкурсе ВВС России на разработку самолета стратегической авиации . Планировалось, что победитель будет объявлен в 1999 г., но в итоге были только сформулированы требования к Перспективному Авиационному Комплексу Дальней Авиации (ПАК ДА). Кроме М-60Б в конкурсе участвовали проекты ОКБ Туполева и Сухого. 
 
Разработка проекта бомбардировщика прекращена в 2001 г.

Конструкция: свободнонесущий моноплан обычной схемы с крылом большого удлиннения и несущим широким фюзеляжем. Вертикальное оперение двойное, двигители расположены между килями над фюзеляжем.

Двигатели:

1) на этапе НИР (1986 г.) - 2-3 (в зависимости от вариантов) х ТРДД НК-102 (вариант двигателей НК-32).

2) на этапе НИР (1986-1987 г.г.) - 2-3 (в зависимости от вариантов) х ТРДД ВГТД-60 (модификация НК-102).

3) М-60Б - 4 х ТРДД.

ТТХ самолета : дальность полета - не менее 10000-12000 км, скорость полета - 750-830 км/ч.

Вооружение: вероятно, крылатые ракеты типа Х-55 и их модификации.
Модификации:

- М-60 - проект грузо-пассажирского многоцелевого высотного дозвукового самолета (МВДС) - базовая модель, которая находилась в разработке с 1979 г. Согласно техническому предложению 1986 г. пассажировместимость самолета - 160 чел.
- 60ГП / ГП-60 - гражданский вариант М-60 - в разработке начиная с 1986 г. ("Гражданское Применение"). На НТС МГА СССР 24 апреля 1989 г. предложено два варианта самолета - 60ГП-д (дальний) с тремя ТРДД и 60ГП-с с двумя ТРДД (для средних авиалиний).
- М-60 "Перун" - пассажирский самолет.
- М-60 "Пересвет" - дальний пассажирский самолет.
- М-60 "Светозар" - пассажирский самолет местных авиалиний.
- М-60 "Катунь" - транспортный гражданский самолет.
- М-60 "Коловрат" - транспортный самолет с коммерческой нагрузкой 30 т.
- М-60РС - региональный самолет на 50-90 пассажиров.
- М-60-20 - облегченный грузо-пассажирский вариант самолета.
- М-60Л - легкий многоцелевой вариант самолета - компоновка сохранена, но размеры уменьшены.
- М-60-12 - административный самолет - модификация М-60Л.
- М-60ТВТС - тактический военно-транспортный самолет.
- М-60 БПЛА - беспилотный вариант самолета М-60
- М-60-36 - высотный самолет-разведчик.
- М-60Б - стратегический бомбардировщик.
Статус:

- 1986 г. - начато предварительное проектирование концепции М-60.
- 2001 г. - работы по проектам самолетов М-60 прекращены.

Источник : Иллюстрированная энциклопедия самолетов ЭМЗ им.В.М.Мясищева. М., Авико-Пресс. 2005 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий