15/12/23

Проект многоцелевой атомной подводной лодки (Бразилия).

03.08.2012. Проект по созданию собственной атомной подводной лодки, который разрабатывает Бразилия, позволит стране подняться на новый геополитический уровень, полагают эксперты, но против кого и за что хочет воевать самая успешная страна Латинской Америки, понятно не вполне. Бразилия первой в Латинской Америке начала разработку собственной атомной подводной лодки. Как сообщает издание «Janes», на проектирование АПЛ отводится 3 года, на строительство – около 6 лет. В ходе визита в исследовательский центр Арамар, в котором ведутся разработки в рамках программы создания первой бразильской атомной подводной лодки, вице-президент Бразилии Мишель Темер заявил, что первая бразильская АПЛ войдет в строй в 2025 году после трехлетнего периода испытаний. План создания собственных АПЛ был объявлен еще в 2008 году, и в конечном итоге предусматривал строительство пяти новых подлодок ...
Каждая должна стоить около 565 млн долларов, пишет интернет-издание Российского атомного сообщества. Бразилия станет седьмой в мире страной, обладающей АПЛ. Бразильские военные утверждают, что подводные лодки будут использоваться исключительно для защиты морских запасов нефти страны, а также исследовательских платформ, которые предназначены для расширения этих запасов. «Прототипом станет французская дизельная подводная лодка “Скорпен”, она и будет использоваться для последующего строительства на ее базе АПЛ. У самих французов есть атомные подводные лодки двух типов, устаревшая “Рюби” (последняя была введена в строй еще в 1993-м году) и еще разрабатываемая “Барракуда”, но бразильский проект будет создаваться на основе “Скорпена” с иной энергетикой». Опрошенные газетой ВЗГЛЯД эксперты полагают, что Бразилия, даже если проект АПЛ удастся, не будет ни с кем воевать. «Страна смотрит на десятки лет вперед, — уверен Илья Крамник – Существуют два направления бразильских интересов – в Африке, где возможны политические столкновения с европейскими странами и Китаем, и гипотетически – в Антарктиде. Бразилия – растущая экономика, наращивание военного потенциала – это в том числе заявка на будущее, на участие в геополитике наравне с ведущими мировыми игроками». Согласен с Крамником и Виктор Литовкин, который, правда, полагает, что освоение Антарктиды при помощи АПЛ – слишком рискованный проект, но амбиции Бразилии, претендующей на статус региональной сверхдержавы, нельзя недооценивать. По словам Литовкина, подобных проектов можно ожидать и от ЮАР, и от Южной Кореи, и от Ирана, если позволит политическая ситуация. В июне этого года заместитель командующего ВМС Ирана адмирал Аббас Замини заявил газете «Fars» о том, что страна готова построить 12 АПЛ, однако, как отмечает газета «Военный обозреватель», «заявление представителей иранских ВМС пока носят скорее политический характер».
09.09.2014. 4 сентября «Бюллетень ученых-атомщиков» (Bulletin of the Atomic Scientists) опубликовал обширную статью о приведении морского законодательства в области использования ядерной энергии на кораблях и подводных лодках с Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). В статье, в частности, сообщается, что в корабельных ядерных реакторах используется в высокой степени обогащенный уран, чем на энергетических реакторах АЭС, что усложняет контроль за разработкой ядерного оружия в отдельных странах. На американских, британских и российских АПЛ используются реакторы с высокообогащенным ураном, на низкообогащенное топливо пытается перейти Китай, единственной страной, чьи подводные атомоходы питаются низкообогащенным ядерным горючим, является Франция. В настоящее время шесть стран имеют АПЛ (США, Россия, Франция, Великобритания, Китай, Индия) и еще две страны пытаются их иметь — Бразилия и Иран. В настоящее время Бразилия строит свой первый военно-морской ядерный реактор для оснащения подводной лодки в сотрудничестве с Францией. Спуск на воду первой бразильской атомарины намечен на 2025 год. В июне 2012 года иранский адмирал Аббас Замини (Abbas Zamini) заявил, что в стране начались работы по созданию ядерного реактора для подводной лодки и выразил мнение, что «все страны имеют право на использование мирной ядерной энергии, в том числе на морских судах».
12 декабря 2014-го года президент Бразилии официально открыла эллинг для постройки ПЛ на новой бразильской верфи в Itaguaí( бухта Sepetiba). Первоначально на верфи будут строиться неатомные ПЛ по французскому проекту Scorpene, а затем и первая бразильская АПЛ. Размеры эллинга позволяют одновременно строить две подводные лодки. Бразильская судостроительная компания ICN (Itaguaí Construções Navais) завершила сборку первой секции 2А будущей атомной подводной лодки SBR1, сообщает naval.com.br 22 декабря 2014-го года. Следующим шагом станет сварка секции с кормовым модулем TR4. Учитывая сложность и уникальность строительства атомной субмарины в Бразилии, ведется обучение инженеров в Центре СIAMA (Centro de Instrução e Adestramento Almirante Attila Monteiro Aché). ВМС Бразилии организовали два класса с курсом обучения не менее 140 часов (четыре недели). Курсанты получат представление о конструкции АПЛ, в том числе управлению ядерной энергетической установкой (ЯЭУ). Программа Prosub (Programa de Desenvolvimento de Submarinos da Marinha do Brasil) стала результатом стратегического соглашения между Бразилией и Францией, подписанного в 2008 году. Предусматривается строительство четырех обычных и одной атомной подлодок. Соглашение предусматривает, что АПЛ будет полностью построена в Бразилии. Компания IСN образована бразильским оборонным подрядчиком ODT (Odebrecht Defesa e Tecnologia, 59% акций) и французским DCNS (Direction des Constructions Navales et Services, 41%) с участием ВМС Бразилии, имеющей «золотую акцию».
Программа создания атомной подводной лодки была инициирована министерством обороны Бразилии еще в 1979 году, однако после падения военного режима в 1985 году ее реализация была приостановлена. И только в минувшем году президент страны Луис Инасио Лула да Силва принял решение о возобновлении программы и открытии ее финансирования в объеме 500 миллионов долларов в течение восьмилетнего периода. Строительство АПЛ будет осуществляться при содействии Франции, которая также поставит ключевые технологии. При этом за основу бразильские разработчики намерены взять дизель-электрическую подводную лодку (ДЭПЛ) французского проекта Scorpene. Отметим, что первоначально создание АПЛ планировалось на базе немецкого проекта Type 209/1400, по которому на верфи в Рио-де-Жанейро уже были построены четыре ДЭПЛ. В любом случае, по мнению специалистов, для атомной подлодки придется разработать компактный атомный реактор. Бразилия намерена использовать подводный флот в первую очередь для защиты своих интересов в прибрежных зонах, где недавно были обнаружены значительные запасы нефти. В целях развития боевого потенциала военно-морских сил также предусматривается закупка нескольких ДЭПЛ проекта Scorpene. Всего в рамках масштабной программы перевооружения бразильское военное ведомство планирует израсходовать в период до донца 2010 года 3,5 миллиарда долларов. ВМС Бразилии получат первую атомную подводную лодку национальной разработки к 2021 году, если разработка всех компонентов будет произведена по плану, сообщает SpaceWar . По словам руководителя программы создания атомной силовой установки Андре Ферейра Маркеса (Andre Ferreira Marques), создание атомного реактора для бразильской АПЛ завершится в 2014 году. Как ожидается, на первом этапе использования бразильский атомный реактор для АПЛ будет работать на уране, обогащенном до пяти процентов. На втором этапе будет использоваться использоваться уран со степенью обогащения в 20 процентов. Как ожидается, строительство АПЛ начнется в 2016 году и займет около пяти лет. При создании подводной лодки будут использоваться некоторые наработки, примененные Францией в подлодках класса Scorpene. В настоящее время на вооружении ВМС Бразилии нет ни одной атомной подводной лодки. В составе ВМФ страны числятся семь дизель-электрических подводных лодок класса Tupi и Tikuna, построенных в Германии по проекту Тип 209/1400 и Тип 209/1500PN. Автономность плавания этих подлодок составляет около 60 суток, а глубина погружения – до трехсот метров. Подлодки способны развивать скорость до 22,5 узла. Они вооружены торпедными аппаратами калибра 553 миллиметра.
 
 
4 октября 2023 года на бразильской специальной верфи подводного кораблестроения Itaguai Construçoes Navais (ICN) в заливе Сепетиба в штате Рио-де-Жанейро состоялась официальная церемония резки первой стали в процессе постройки первой бразильской атомной подводной лодки (АПЛ), формально ознаменовавшая начало строительство этого корабля, обозначаемого SN-BR, по программе Submarino Convencionalmente Armado com Propulsão Nuclear (SCPN).
 
Технический проект первой бразильской атомной подводной лодки SN-BR был утвержден в итоге только в ноябре 2020 года, и 24 ноября 2021 года ВМС Бразилии подписали соглашение о начале строительства на ICN корпуса первой бразильской атомной подводной лодки SN 10 Alvaro Alberto. В программе бразильской атомной подводной лодки остается много технических и финансовых проблем, и неясно, сможет ли Бразилия реально ее осуществить - по крайней мере, в обозначенные сроки.

Конструктивно облик бразильской АПЛ выглядит сейчас подобным увеличеннным лодкам типа Scorpene. Бразильская АПЛ должна иметь однокорпусную конструкцию, длину 100 м и ширину 9,8 м, и оснащаться одним ядерным реактором бразильского производства с одновальной турбоэлектрической силовой установкой с полным электродвижением и с гребным винтом. Мощность главной энергетической установки оценивается в 64 тысячи л.с. Скорость полного подводного хода до 25 узлов, рабочая глубина погружения до 350 м. Экипаж 100 человек. Вооружение АПЛ должно состоять из шести 533-мм торпедных аппаратов. 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий