01/12/23

Опытный вертолёт SIAI-Marchetti SV-20 (Италия. 1968 год).

Красивый и довольно интересный итальянский вертолёт SIAI-Marchetti SV-20, впервые взлетел в 1968 году. Вообще достижения итальянцев в области авиации затмил их неуспех в серийном производстве. Но эти достижения были, и порой довольно интересны и удивительны. Вертолёт SV-20 помимо двухлопастного несущего винта диаметром 12,86 м имел ещё довольно большие крылья с развитой механизацией, размах которых составлял 6 метров. Предполагалось, что в горизонтальном полете существенную часть подъемной силы будут давать именно они, и ими же (элевонами) будет управление по крену в поворотах. Расчет этот был тем более обоснован, что скорость вертолета, который должен был перевозить 12 пассажиров или 1250 кг груза, должна была составить свыше 300 км/ч. Обеспечивали такие параметры два турбовальных двигателя United Aircraft of Canada PT6C по 900 л.с, размещённые на крыльях. В массовой серии возможна было и использование других моторов аналогичных параметров ...
Дальность полёта вертолёта составляла 815 километров, и эта цифра (пройденная за 2,5 часа) с вертикальным взлетом и посадкой есть очень неплохой показатель, но был еще один небольшой резерв, который итальянцы использовали. На вертолете модификации SV-20С к правому двигателю приделали трехлопастной толкающий винт. В горизонтальном полете мощность с хвостового винта снималась, а противодействие реакции НВ осуществлялось полезной горизонтальной тягой этого пропеллера. В таком варианте максимальная скорость достигла бы 390 км/ч, а крейсерская - 352 км/ч. (По всей видимости практический предел для вертолетов классической системы - еще чуть-чуть и идущие вперёд лопасти начнут двигаться со сверхзвуковой скоростью, а это уже требует совершенно других винтов, - малопригодных для полета на небольших скоростях, что убивает идею в корне).
Машина (по другим данным - макет) была представлена на выставке 1972 году и вызвала большой интерес у потенциальных заказчиков, было уже подготовлено и серийное производство. Планировались варианты с винтом типа "фенестрон", что должно было снизить сопротивление на больших скоростях, машины большей размерности, а скорость предполагалось довести сначала до 460 км/ч (многолопастным НВ с меньшей скоростью вращения), а потом и до 920 км/ч к 1980 году - но, конечно, тут уже лопасти НВ собирались складывать и убирать из потока.
Преполагалось, что рынок таких скоростных вертолетов в Европе составит, как минимум, 500 машин, но маркетологи ошиблись. История этого интересного во всех отношениях аппарата закончилась в 1972 году постройкой всего 3 прототипов, двух SV-20А и одного "скоростного" SV-20С.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий