В начале сентября 2013 года японские средства массовой информации сообщили об очередных полетах китайских бомбардировщиков Xian H-6 вблизи территориальных вод Японии. Обнаруженный японской ПВО самолет находился всего в нескольких сотнях километров от Токио, однако не входил в воздушное пространство островного государства. Необходимо отметить, что ВВС Народно-освободительной армии Китая регулярно проводят такие полеты, вызывающие претензии с японской стороны. Однако в этот раз пролет китайского бомбардировщика интересен не с политической точки зрения, а с военно-технической. Бомбардировщик Xian H-6 с бортовым номером 81215, замеченный возле японских акваторий, имел интересное оборудование. Как видно на имеющейся фотографии самолета, внутренний пилон под правой консолью крыла оснащен необычно длинным балочным держателем. При этом на держателе не было никакого вооружения. Зарубежные специалисты по китайским вооружениям и военной технике довольно быстро высказали предположение о предназначении балочного держателя. Согласно самому распространенному мнению, замеченный недалеко от Японии бомбардировщик может нести новую противокорабельную ракету YJ-12 ...
Этот боеприпас представляет собой одну из самых больших загадок китайской оборонной промышленности. О ПКР YJ-12 известно немногое, причем большая часть имеющейся информации получена из неофициальных источников или носит оценочный характер. Таким образом, даже имеющиеся сведения не позволяют точно говорить о возможностях бомбардировщиков, вооруженных такими ракетами.
По имеющимся данным, разработка перспективной сверхзвуковой противокорабельной ракеты YJ-12 стартовала еще в начале девяностых годов. К проекту были привлечены организации China Sea Eagle Electromechanical Technology Academy (CHEMTA) и Tri-River Aerospace Industrial Group, входящие в состав государственной корпорации China Aerospace Science and Industry Corporation (CASIC). Проект был подготовлен к началу двухтысячных годов и в середине того же десятилетия началось мелкосерийное строительство новых ракет. Более точные сведения о проекте, занятых в нем организациях или специалистах и т.п. отсутствуют.
При общей длине около 7 метров ПКР YJ-12, согласно разным источникам, имеет стартовый вес от одной до 2,5 тонны. Ракета оснащена жидкостным прямоточным воздушно-реактивным двигателем. Благодаря такой силовой установке YJ-12 может разгоняться до скоростей порядка 2М. Точные данные о дальности стрельбы отсутствуют, а оценки варьируются в пределах от 100-150 до 300-400 километров. Ракета, вероятно, оснащена комбинированной системой наведения: в нужный район она выходит при помощи спутниковой или инерционной системы навигации, после чего за поиск цели отвечает активная радиолокационная головка самонаведения. Согласно некоторым источникам, ракета YJ-12 способна самостоятельно обнаружить цель на дистанции около 50 километров. Боевая часть ракеты, по различным оценкам, имеет массу около 200-300 кг.
В ряде материалов по новой китайской противокорабельной ракете упоминается оригинальный профиль полета. Согласно этим сведениям, после сброса с самолета-носителя ПКР YJ-12 резко набирает высоту, затем спускается и благодаря этому развивает скорость, в четыре раза превышающую скорость звука. Далее противокорабельный боеприпас переходит в горизонтальный полет на высоте около 20 метров над поверхностью воды со скоростью не более 1,5М.
Из имеющихся сведений о ракете YJ-12 следует, что в качестве ее носителей могут использоваться самолеты Xian H-6 поздних модификаций и Xian JH-7. Ракетоносцы типа H-6 способны нести четыре ракеты, а JH-7 – лишь две. С учетом дальности полета ракеты, боевой радиус обоих самолетов значительно увеличивается, что в конечном счете положительно сказывается на боеспособности подразделений морской авиации, вооруженных новыми противокорабельными ракетами. К примеру, боевой радиус самолета JH-7, вооруженного ПКР YJ-12, приближается к 2000 километров.
Если имеющиеся оценки характеристик ракеты YJ-12 хотя бы частично соответствуют действительности, то появляется повод говорить о том, что у Китая действительно появилось мощное оружие для уничтожения кораблей противника. Дефицит информации не позволяет оценивать потенциал этого боеприпаса при атаке кораблей с современным радиоэлектронным оборудованием и вооружением. Вероятно, современные боевые корабли ведущих стран мира могут перехватывать и уничтожать новую китайскую ракету, однако при массированном ударе исход такой атаки перестает быть предсказуемым.
Естественно, высокий боевой потенциал новой китайской противокорабельной ракеты обеспечивается ее характеристиками, информация о которых крайне скудна. Если окажется, что имеющиеся оценки возможностей YJ-12 отличаются от ее реальных показателей, то фактический боевой потенциал может быть значительно ниже предполагаемого. В таком случае на первый план выходят иные аспекты проекта YJ-12.
К примеру, большие вопросы вызывает замеченный у Японии бомбардировщик. На нем был лишь один (по другим данным, два) балочный держатель большой длины, пригодный для перевозки и запуска ПКР YJ-12. Этот факт, среди прочего, может говорить о том, что перспективная противокорабельная ракета по каким-то неясным причинам до сих пор не получила широкого распространения. Конечно, можно найти и другие объяснения такому оригинальному составу оборудования самолета H-6, связанные с техническими или тактическими нюансами его эксплуатации.
В любом случае количество информации о ракете YJ-12, не поддающейся проверке, а также большой объем сведений, носящих исключительно оценочный характер, затрудняет попытки разобраться с возможностями и перспективами нового китайского противокорабельного боеприпаса. Вряд ли что-то изменится в ближайшие годы и поэтому ракета YJ-12 пока останется самым загадочным представителем своего класса вооружения.
07.01.2014. В китайском интернете размещены фотографии сверхзвуковой противокорабельной ракеты YJ-12 и противокорабельной крылатой ракеты YJ-100, сообщает англоязычная газета Global Times, принадлежащая People’s Daily («Жэньмин Жибао») – рупору компартии Китая. Об этом пишет 6 января wantchinatimes.com. Обе ракеты предназначены для запуска со стратегического бомбардировщика H-6G и истребителя-бомбардировщика JH-7B авиации ВМС НОАК, пишет газета. YJ-100 создана на основе крылатой ракеты CJ-10 и предназначена для поражения морских целей на дальности 550-650 км. По размещенным в интернете фотографиям военные эксперты подсчитали размеры YJ-12, и оказалось, что длина ракеты составляет около 6 метров и диаметр около 0,55-0,6 метров, что меньше, чем ожидалось. YJ-12 выглядит гораздо меньше, чем российские 3М55 и 3М80, и она может иметь меньшую дальность и вес боевой части, пишет Global Times. Между тем, считают эксперты, YJ-12 может нести боевую часть весом 200-250 кг. Что касается дальности стрельбы YJ-12, то она оценивается в 150 км при пуске с малой высоты. При пуске с большой высоты дальность может увеличиться до 250-300 км.
08.02.2014. Китайская сверхзвуковая противокорабельная ракета (ПКР) YJ-12 создана с использованием технологий российской противорадиолокационной ракеты (ПРЛР) Х-31Р, сообщает сегодня mil.news.sina.com.cn со ссылкой на статью, вышедшей в февральском номере журнала Chinese Defense Review. В середине 1990-х годов Китай получил технологии сверхзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя (СПВРД) российской ракеты, которая имеет также версию ПКР Х-31А. Китай детально изучил технологии СПВРД и заинтересован в совместной с Россией разработке гиперзвукового ПВРД, способного разогнать ракету до 5-6 М (сейчас скорость YJ-12 составляет 4,5М), пишет журнал. В настоящее время Россия разрабатывает гиперзвуковую ракету Х-90. Пока неясно, будет ли Китай разрабатывать свой ГПВРД на основе СПВРД ракеты YJ-12 или создаст совершенно новую конструкцию двигателя.
Противокорабельная ракета YJ-12 Eagle Strike
Разработка перспективной сверхзвуковой противокорабельной ракеты YJ-12 стартовала еще в начале 1990-х годов. К проекту были привлечены организации China Sea Eagle Electromechanical Technology Academy (CHEMTA) и Tri-River Aerospace Industrial Group, входящие в состав государственной корпорации China Aerospace Science and Industry Corporation (CASIC). Проект был подготовлен к началу 2000-х годов и к 2005 году началось мелкосерийное строительство новых ракет. Военные эксперты подсчитали размеры YJ-12, и оказалось, что длина ракеты составляет около 6 метров и диаметр около 0,55-0,6 метров, что меньше, чем ожидалось. Как ранее считалось, при общей длине около 7 метров ПКР YJ-12 имеет стартовый вес от одной до 2,5 тонны. Ракета оснащена жидкостным сверхзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем (СПВРД). Благодаря такой силовой установке YJ-12 может разгоняться до скоростей порядка 2М. ПКР имеет четыре воздухозаборника для СПВРД. Дальности стрельбы YJ-12, оценивается в 150 км при пуске с малой высоты. При пуске с большой высоты дальность может увеличиться до 250-300 км. Ранее эксперты полагали, что при пуске с малой высоты дальность стрельбы ракеты составляет порядка 400 км. Ракета, вероятно, оснащена комбинированной системой наведения: в нужный район она выходит при помощи спутниковой или инерционной системы навигации, после чего за поиск цели отвечает активная радиолокационная головка самонаведения. Согласно некоторым источникам, ракета YJ-12 способна самостоятельно обнаружить цель на дистанции около 50 километров. Боевая часть ракеты, по различным оценкам, имеет массу около 200-300 кг. В некоторых источниках говорится о том, что после сброса с самолета-носителя ПКР YJ-12 резко набирает высоту, затем спускается и благодаря этому развивает скорость, в четыре раза превышающую скорость звука. Далее противокорабельный боеприпас переходит в горизонтальный полет на высоте около 20 метров над поверхностью воды со скоростью не более 1,5М. В качестве ее носителей могут использоваться самолеты Xian H-6 поздних модификаций и Xian JH-7/JH-7A. Ракетоносцы типа H-6 способны нести четыре ракеты, а JH-7 – лишь две. Боевой радиус самолета JH-7, вооруженного ПКР YJ-12, приближается к 2000 километров. Эксперты считают, что использование YJ-12 в сочетании с противокорабельными баллистическими ракетами (ПКБР) DF-21D может быть весьма эффективно для преодоления ПРО кораблей, оснащенных американской системой AEGIS. Для построения эффективной обороны от таких ракет необходимо создание лазерной системы корабельной ПРО, но ее создание может занять десятилетие, если не больше. Британский еженедельник Jane’s Defense Weekly пишет, что по своим характеристикам авиационная ПКР YJ-12 превосходит все ракеты подобного класса в мире, в том числе запускаемых с подводных лодок, надводных кораблей и береговых установок. Создание Китаем двух типов мощных противокорабельных ракет, атакующих с малых высот и с космоса — сверхзвуковых YJ-12 и баллистических DF-21D – заставит авианосцы и другие крупные надводные корабли противника вести тяжелые оборонительные бои. По мнению экспертов, не исключено и наличие противорадиолокационного варианта ракеты YJ-12.ТТХ :
Дальность стрельбы при пуске, км:
- с малых высот 150
- с больших высот 250 – 300 (ранее предполагалось – до 400)
Максимальная скорость полета 2М (скорость при пикировании – 4М, на малых высотах – 1,5 М)
Боевая часть: - вес, кг 200 – 300
Система управления комбинированная, инерциальная + спутниковая навигация + АРГСН
Дальность обнаружения цели АРГСН, км до 50
Длина, мм около 6000 (ранее считалось ок. 7000)
Диаметр корпуса, мм 550 – 600
Стартовый вес, кг до 2500
Двигатель СПВРД
Носители: - бомбардировщики Xian H-6 (4 х ПКР) - истребители – бомбардировщики Xian JH-7/JH-7A (2 х ПКР)
Подготовил А.В.Карпенко, ВТС «Невский Бастион» январь 2014 г. http://nevskii-bastion.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий